Законодательная база Российской Федерации
Законодательная база Российской Федерации
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Энциклопедия ипотеки
- Кодексы
- Законы
- Формы документов
- Бесплатная консультация
- Правовая энциклопедия
- Новости
- О проекте
Бесплатная консультация
Навигация
Федеральное законодательство
- Конституция
- Кодексы
- Законы
Действия
- Главная
- «ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ АТОМНЫХ СТАНЦИЙ ОПБ-88/97. НП-001-97 (ПНАЭ Г-01-011-97)» (утв. Постановлением Госатомнадзора РФ от 14.11.97 N 9)
1.2. ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ И ПРИНЦИПЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
1.2.1. АС удовлетворяет требованиям безопасности, если ее радиационное воздействие на персонал, население и окружающую среду при нормальной эксплуатации, нарушениях нормальной эксплуатации, включая проектные аварии, не приводит к превышению установленных доз облучения персонала и населения, нормативов по выбросам и сбросам, содержанию радиоактивных веществ в окружающей среде, а также ограничивается при запроектных авариях.
Это достигается в том числе соблюдением требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии и других нормативных документов.
1.2.2. Допустимые пределы доз облучения персонала и допустимые пределы доз облучения населения, а в необходимых случаях допустимые выбросы и сбросы и содержание радиоактивных веществ в окружающей среде устанавливаются в соответствии с федеральными законами и федеральными нормами и правилами по радиационной безопасности для нормальной эксплуатации и аварий. Уровни облучения персонала на АС и населения в результате выброса и сброса любых радиоактивных веществ с АС должны быть ниже установленных пределов и на разумно достижимом низком уровне.
1.2.3. Безопасность АС должна обеспечиваться за счет последовательной реализации концепции глубоко эшелонированной защиты, основанной на применении системы физических барьеров на пути распространения ионизирующего излучения и радиоактивных веществ в окружающую среду и системы технических и организационных мер по защите барьеров и сохранению их эффективности, а также по защите персонала, населения и окружающей среды.
Система физических барьеров блока АС включает топливную матрицу, оболочку твэла, границу контура теплоносителя реактора, герметичное ограждение реакторной установки и биологическую защиту.
Система технических и организационных мер должна образовывать пять уровней глубоко эшелонированной зашиты и включать следующие уровни.
Уровень 1 (Условия размещения АС и предотвращение нарушений нормальной эксплуатации):
— оценка и выбор площадки, пригодной для размещения АС;
— установление санитарно-защитной зоны, а также зоны наблюдения вокруг АС, на которой осуществляется планирование защитных мероприятий;
— разработка проекта на основе консервативного подхода с развитым свойством внутренней самозашищенности РУ;
— обеспечение требуемого качества систем (элементов) АС и выполняемых работ;
— эксплуатация АС в соответствии с требованиями нормативных документов, технологических регламентов и инструкций по эксплуатации;
— поддержание в исправном состоянии систем (элементов), важных для безопасности, путем своевременного определения дефектов, принятия профилактических мер, замены выработавшего ресурс оборудования и организация эффективно действующей системы документирования результатов работ и контроля;
— подбор и обеспечение необходимого уровня квалификации персонала АС для действий при нормальной эксплуатации и нарушениях нормальной эксплуатации, включая предаварийные ситуации и аварии, формирование культуры безопасности.
Уровень 2 (Предотвращение проектных аварий системами нормальной эксплуатации):
— выявление отклонений от нормальной работы и их устранение;
— управление при эксплуатации с отклонениями.
Уровень 3 (Предотвращение запроектных аварий системами безопасности):
— предотвращение перерастания исходных событий в проектные аварии, а проектных аварий — в запроектные с применением систем безопасности;
— ослабление последствий аварий, которые не удалось предотвратить, путем локализации выделяющихся радиоактивных веществ.
Уровень 4 (Управление запроектными авариями):
— предотвращение развития запроектных аварий и ослабление их последствий;
— защита герметичного ограждения от разрушения при запроектных авариях и поддержание его работоспособности;
— возвращение АС в контролируемое состояние, при котором прекращается цепная реакция деления, обеспечивается постоянное охлаждение ядерного топлива и удержание радиоактивных веществ в установленных границах.
Уровень 5 (Противоаварийное планирование):
— подготовка и осуществление при необходимости планов противоаварийных мероприятий на площадке АС и за ее пределами.
Концепция глубоко эшелонированной зашиты осуществляется на всех этапах деятельности, связанных с обеспечением безопасности АС, в той части, которая затрагивается этим видом деятельности. Приоритетной при этом является стратегия предотвращения неблагоприятных событий, особенно для уровней 1 и 2.
1.2.4. При нормальной эксплуатации все физические барьеры должны быть работоспособными, а меры по их защите должны находиться в состоянии готовности. При выявлении неработоспособности любого из предусмотренных физических барьеров или неготовности мер по его защите РУ должна быть остановлена и приняты меры по приведению блока АС в безопасное состояние.
1.2.5. Технические и организационные решения, принимаемые для обеспечения безопасности АС, должны быть апробированы прежним опытом или испытаниями, исследованиями, опытом эксплуатации прототипов и соответствовать требованиям нормативных документов. Такой подход должен применяться не только при разработке оборудования и проектировании АС, но и при изготовлении оборудования, сооружении и эксплуатации АС, при реконструкци и АС и модернизации ее систем (элементов).
1.2.6. Устройство и надежность систем (элементов), важных для безопасности, документация и различные виды работ, влияющие на обеспечение безопасности АС, должны являться объектами деятельности по обеспечению качества.
1.2.7. Эксплуатирующая организация АС обеспечивает разработку и выполнение программ обеспечения качества на всех этапах жизненного цикла АС и в этих целях разрабатывает общую программу обеспечения качества и контролирует деятельность организаций, выполняющих работы или предоставляющих услуги для АС (изыскательские, проектные, конструкторские, исследовательские, строительные, монтажные организации, поставщики систем и элементов, заводы-изготовители оборудования АС и др.).
Организации, выполняющие работы и предоставляющие услуги для эксплуатирующей организации АС, разрабатывают в рамках общей программы обеспечения качества частные программы обеспечения качества по соответствующим видам деятельности.
1.2.8. У всех лиц и организаций, связанных с размещением, сооружением, эксплуатацией и выводом из эксплуатации АС, проектированием, конструированием и изготовлением их систем (элементов), должна формироваться культура безопасности путем проведения необходимого подбора, обучения и подготовки персонала в каждой сфере деятельности, влияющей на безопасность, установления и строгого соблюдения дисциплины при четком распределении персональной ответственности руководителей и исполнителей, разработки и строгого соблюдения требований действующих инструкций по выполнению работ и их периодическому обновлению с учетом накапливаемого опыта. Все указанные лица должны знать характер и степень влияния их деятельности на безопасность. Они полностью должны отдавать себе отчет в тех последствиях, к которым может привести несоблюдение или нечеткое выполнение требований действующих инструкций и нормативных документов.
1.2.9. Эксплуатирующая организация АС обеспечивает безопасность АС, включая меры по предотвращению аварий и уменьшению их последствий, учету и контролю, физической защите ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, радиационному контролю за состоянием окружающей среды в санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения, а также использование АС только для тех целей, для которых она была спроектирована и сооружена.
Эксплуатирующая организация АС несет полную ответственность за безопасность АС.
Ответственность эксплуатирующей организации АС не снимается в связи с самостоятельной деятельностью и ответственностью организаций, выполняющих работы или предоставляющих услуги для АС, а также органов государственного регулирования безопасности.
1.2.10. Эксплуатирующая организация АС создает структурные подразделения для осуществления непосредственно на площадке АС деятельности по сооружению и безопасной эксплуатации АС, наделяя их необходимыми правами, финансовыми средствами, материальными и людскими ресурсами, и возлагает на них ответственность за эту деятельность, а также осуществляет контроль этой деятельности.
1.2.11. Сооружение основных зданий и конструкций АС может быть начато при наличии проекта АС после получения лицензии Госатомнадзора России на сооружение АС.
1.2.12. В проекте АС должны быть предусмотрены технические средства и организационные меры, направленные на предотвращение проектных аварий и ограничение их последствий и обеспечивающие безопасность при любом из учитываемых проектом исходном событии с наложением в соответствии с принципом единичного отказа одного независимого от исходного события отказа любого из следующих элементов систем безопасности: активного элемента или пассивного элемента, имеющего механические движущиеся части, или одной независимой от исходного события ошибки персонала.
Далее по тексту вместо «учитываемые проектом исходные события» употребляется «исходные события». Разрывы корпусов оборудования и сосудов, изготовление и эксплуатация которых осуществляются в соответствии с самыми высокими требованиями федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, в число исходных событий не включаются. При этом должно быть показано, что вероятность разрушения корпуса реактора не превышает 10(-7) на реактор в год.
В отдельных случаях, когда показан высокий уровень надежности указанных выше элементов или систем, в которые они входят, или в период вывода элемента из работы на установленное время для технического обслуживания и ремонта, их отказы могут не учитываться. Уровень надежности считается высоким, если показатели надежности таких элементов не ниже показателей надежности пассивных элементов, систем безопасности, не имеющих движущихся частей, отказы которых не учитываются (ввиду их малой вероятности). Допустимое время вывода элемента из работы для технического обслуживания и ремонта определяется на основе анализа надежности системы, в которую он входит, и устанавливается в проекте.
Дополнительно к одному независимому от исходного события отказу одного из указанных выше элементов должны быть учтены приводящие к нарушению пределов безопасной эксплуатации не обнаруживаемые при эксплуатации АС отказы элементов, влияющих на развитие аварии.
1.2.13. В проекте АС должны быть предусмотрены технические средства и организационные меры, направленные на предотвращение нарушения пределов и условий безопасной эксплуатации.
1.2.14. Для запроектных аварий на базе перечня, устанавливаемого в соответствии с п. 1.2.16, в проекте РУ и АС должны быть предусмотрены меры по управлению этими авариями, если они не исключены на основе свойств внутренней самозащищенности реактора и принципов его устройства
1.2.15. Для запроектных аварий должно быть предусмотрено снижение опасности радиационного воздействия на персонал, население и окружающую среду путем осуществления планов мероприятий по защите персонала и населения в случае аварии.
Порядок разработки и утверждения таких планов устанавливается федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии.
1.2.16. Примерные перечни исходных событий проектных аварий и перечень запроектных аварий, включая исходные события, пути развития и последствия, для каждого типа реакторов должны быть установлены в нормативных документах. Они должны включать представительные для определения плана возможных ответных действий сценарии с тяжелыми последствиями.
Окончательные перечни запроектных аварий, их реалистический (не консервативный) анализ, содержащий оценки вероятностей путей протекания запроектных аварий, включая аварии с расплавлением активной зоны, последствия запроектных аварий, функционирование систем безопасности, устанавливаются в проекте АС и должны быть представлены в ООБ АС.
Если анализ последствий запроектных аварий с оценкой вероятности выбросов не подтверждает выполнение п. 1.2.17, то необходимо предусмотреть в проекте дополнительные технические решения по управлению авариями с целью ослабления их последствий.
Анализ последствий запроектных аварий, приведенный в проекте АС, является основой для составления планов мероприятий по защите персонала и населения в случае аварий, а также для составления руководства по управлению запроектными авариями.
1.2.17. В целях исключения необходимости эвакуации населения за пределами зоны планирования защитных мероприятий, устанавливаемой в соответствии с нормативными требованиями к размещению АС, следует стремиться к тому, чтобы оцененное значение вероятности установленного этими требованиями предельного аварийного выброса не превышало 10(-7) на реактор в год.
1.2.18. Система технических и организационных мер по обеспечению безопасности АС должна быть представлена в ООБ АС, разработка которого обеспечивается эксплуатирующей организацией АС или организацией, заявившей о своем намерении построить и эксплуатировать АС (заявителем), с участием разработчиков АС и РУ. Любые расхождения между информацией, содержащейся в ООБ АС, и информацией в проекте АС, а также между проектом АС и его реализацией не допускаются. Соответствие ООБ АС реальному состоянию поддерживается эксплуатирующей организацией АС в течение всего срока службы АС.
1.2.19. В составе проектных материалов по анализу и обоснованию безопасности АС должны быть представлены вероятностные анализы безопасности.
1.2.20. В проекте АС должны быть разработаны необходимая организационная структура управления и требования к уровню квалификации персонала АС.
1.2.21. В проекте каждой АС должен быть предусмотрен учебно-тренировочный пункт (центр) с лабораторией психофизиологических исследований, располагающий необходимыми для обеспечения качественной подготовки персонала АС учебно-материальной базой, техническими средствами обучения и штатом специалистов.
Для однотипных блоков АС должен быть разработан полномасштабный тренажер с вводом его в эксплуатацию до физического пуска блока АС.
1.2.22. Проектом АС должны быть предусмотрены технические и организационные меры по обеспечению физической защиты, обеспечению пожарной безопасности АС.
1.2.23. Проектом АС должны быть предусмотрены средства связи, в том числе дублирующие, для организации управления АС и систем оповещения в режимах нормальной эксплуатации, при проектных и запроектных авариях.
1.2.24. На АС должен быть обеспечен учет и контроль всех ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.
Схема структуры ЕСУПБ в ПАО «Газпром»
Комиссия по производственной безопасности назначается приказом ПАО «Газпром».
Основными задачами Комиссии являются:
- обеспечение реализации Политики ПАО «Газпром» в области охраны труда, промышленной и пожарной безопасности;
- разработка предложений по реализации в ПАО «Газпром» государственной политики в области охраны труда, промышленной и пожарной безопасности;
- анализ состояния охраны труда, обеспечения промышленной безопасности и эффективности функционирования ЕСУПБ;
- разработка предложений о внесении изменений в Политику, ЕСУПБ;
- оценка результатов деятельности дочерних обществ и организаций ПАО «Газпром» по созданию безопасных условий труда и обеспечению промышленной безопасности.
Координацию деятельности структурных подразделений ПАО «Газпром», его дочерних обществ и организаций по функционированию и совершенствованию ЕСУПБ осуществляет подразделение ПАО «Газпром», уполномоченное в области охраны труда, промышленной и пожарной безопасности. Инспекционные контрольные органы ПАО «Газпром» контролируют соблюдение требований охраны труда, промышленной и пожарной безопасности в дочерних обществах.
Общественный контроль соблюдения нормативных правовых актов в области охраны труда осуществляется профсоюзными организациями ПАО «Газпром» и дочерними обществами, руководители которых обеспечивают выполнение требований ЕСУПБ во вверенных им структурных подразделениях.
В 2014 году разработаны, утверждены и введены в действие 5 СТО Газпром, которые соответствуют требованиям стандарта OHSAS 18001:2007 и определяют:
- структуру системы управления производственной безопасности;
- обязанности, ответственность и полномочия работников в области охраны труда, промышленной и пожарной безопасности;
- порядок разработки, учета, изменений, признания утратившими силу и отмены документов;
- разработку целей и программ;
- идентификацию опасностей и управление рисками;
- организацию и проведение аудитов.
Единая корпоративная политика ПАО «Газпром» в области охраны труда, промышленной и пожарной безопасности распространяется на ПАО «Газпром» и его 87 дочерних обществ.
Что относится к мероприятиям противопожарной безопасности
Законодательная регламентация соблюдения режима безопасности в обязательном порядке включает в себя организационные и иные мероприятия по пожарной безопасности. В перечень данных мероприятий входят:
- локальное нормотворчество в организации. Работодатель путем вынесения письменных распоряжений, приказов и поручений назначает ответственных лиц за соблюдение особого режима в организации. Также издаются инструкции по проведению различных видов инструктажей с рабочими, правила обращения с производственным оборудованием, правила поведения в помещении в зависимости от его класса пожароопасности;
- руководство берет на себя обязанность по содержанию специальных средств тушения очагов возгорания. К таким средствам относятся различные виды огнетушителей (порошковые, углекислотные), источники подачи водоснабжения на предприятие, специальные рукава, оборудование для тушения в виде инструмента. Такие средства должны быть в постоянной готовности и исправном состоянии;
- мероприятия по противопожарной безопасности также включают в себя проведение аттестации рабочего пространства на предмет соответствия классу опасности с обязательным инструктажем персонала;
- в обязательном порядке проводятся периодические и плановые тренировки порядка действий при возникновении возгорания, а также плана эвакуации работников и оборудования, как среди ответственных лиц, так и всего персонала в целом.
Осуществление данного режима происходит не только со стороны руководства организации. Государственная противопожарная инспекция также периодически делает проверки ведения отчетности и документации, факта наличия ответственного работника и его квалификации, а также результативности различных тренировок. В большей части эти противопожарные мероприятия на предприятии относятся к опасным отраслям промышленности: деревообработке, нефтегазовой, строительной сфере, а также общественным и государственным учреждениям.
Важно! Ответственное лицо, назначаемое руководством, должно пройти специальное обучение на предмет знания норм и основ законодательства в данной сфере с обязательным получением сертификата соответствия.
Первичные средства пожаротушения
4 апреля 2016 г.
Солнцезащитные крема могут привести к бесплодию
Обычный солнцезащитный крем может стать причиной развития бесплодия, как установили исследователи. В состав этих препаратов входят химические вещества, защищающие от солнечных лучей, которые разрушают сперматозоиды человека.
4 апреля 2016 г.
Недостающие зубы напечатают на биопринтере
Австралийские ученые из Университета Гриффита (Griffith University) планируют начать печатать недостающие зубы на 3D-принтере.
1 апреля 2016 г.
В аптеках Казахстана появятся детские презервативы
В ближайшее время в казахстанских аптеках можно будет найти в продаже детские презервативы. По мнению экспертов, подобный товар будет пользоваться большим спросом.
5 февраля 2016 г.
Хронические вирусные инфекции бьют по интеллекту
Хронические вирусные инфекции вроде цитомегаловируса или токсоплазмы могут приводить к снижению интеллектуальной деятельности у внешне здоровых взрослых людей. К такому выводу пришли ученые из Университета Питтсбурга в США.
2 февраля 2016 г.
Ученые выяснили, кто больше любит людей — кошки или собаки
Кто любит человека больше — кошки или собаки? Нейробиолог Пол Зак нашел ответ на этот вопрос. Исследование ученого показало, что собаки любят человека в 5 раз больше, чем кошки.
Соблюдение противопожарного режима:
- обучение руководителей организаций и лиц, ответственных по пожарной безопасности по программе пожарно-технического минимума;
- разработка инструкций по пожарной безопасности;
- проведение инструктажей по пожарной безопасности;
- создание добровольных пожарных дружин;
- оснащение помещений и территории первичными средствами пожаротушения (первичные средства пожаротушения: ручные огнетушители, передвижные огнетушители, самосрабатывающие огнетушители, пожарные щиты);
В каждой организации распорядительным документом должен быть установлен соответствующий их пожарной опасности противопожарный режим, в том числе:
- определены и оборудованы места для курения;
- определены места и допустимое количество единовременно находящихся в помещениях сырья, полуфабрикатов и готовой продукции;
- установлен порядок уборки горючих отходов и пыли, хранения промасленной спецодежды;
- определен порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня;
- регламентированы:
- порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ;
- порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы;
- действия работников при обнаружении пожара;
- определен порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, а также назначены ответственные за их проведение.
Нормативные документы, содержащие требования: ППБ 01-03, «Правила пожарной безопасности в Россиийской Федерации».
Исключение условий, способствующих возникновению пожара:
- исключение возможности появления источника зажигания (содержание электрических сетей и приборов в соответствии с технической документацией и требованиями ПУЭ);
- организация молниезащиты;
- раздельное хранение веществ, взаимодействие которых может привести к химической реакции с выделением тепла;
- исключение выделения искр, тепла и открытого огня при нарушении технологического процесса на промышленном предприятии.
Нормативные документы, содержащие требования: «Правила устройства электроустановок», «Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей».
Соблюдение норм по содержанию эвакуационных путей и выходов:
- наличие нормативного количества эвакуационных выходов из помещений, зданий;
- соответствие путей эвакуации требованиям пожарной безопасности по высоте, ширине, протяженности;
- соответствие эвакуационных выходов требованиям пожарной безопасности по их расположению, габаритным размерам;
- содержание путей эвакуации и эвакуационных выходов в соответствии с требованиями пожарной безопасности (запрещается складирование материалов на путях эвакуации, запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать людям, находящимся внутри здания (сооружения), возможность свободного открывания запоров изнутри без ключа и т.д.;
- наличие проектных дверей на путях эвакуации, в том числе противопожарных дверей;
- разработка и размещение планов эвакуации людей при пожаре;
- оснащение путей эвакуации знаками, указывающими направление движения;
Нормативные документы, содержащие требования к эвакуационным путям и выходам: ППБ 01-03, «Правила пожарной безопасности в Россиийской Федерации», «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружении», СНиП 31-05-2003 «Общественные здания административного назначения», СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные», СНиП 31-03-2001 «Производственные здания».
Соответствие архитектурных и объемно-планировочных решений требованиям пожарной безопасности:
- соответствие здания при определенном функциональном назначении (класс функциональной пожарной опасности) по высоте, длине, ширине, объему требованиям пожарной безопасности;
- соответствие здания степени огнестойкости и классу конструктивной пожарной опасности;
- соответствие предела огнестойкости основных строительных конструкций здания требованиям пожарной безопасности;
- отделение помещение различного класса функциональной пожарной опасности;
- размещение помещений определенного класса функциональной пожарной опасности на этажах здания в соответствии с требованиями пожарной безопасности;
- проведение строительных работ и перепланировки в соответствии с проектной документацией, утвержденной в установленном порядке.
Нормативные документы, содержащие требования к архитектцрным и объемно-планировочным решениям: «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», СП 2.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты», СП 4.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружении», СНиП 31-05-2003 «Общественные здания административного назначения», СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные», СНиП 31-03-2001 «Производственные здания».
Оборудование зданий, сооружений, помещений системами автоматической противопожарной защиты:
- выбор системы противопожарной защиты (пожарная сигнализации, пожаротушение) в зависимости от высоты, этажности, площади помещений, класса функциональной пожарной опасности, категории помещений по взрывопожарной и пожарной опасности и класса зоны по ПУЭ
Нормативные документы, содержащие требования к оборудованию зданий (помещений) системами АППЗ: «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», СП 6.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности».
- выбор системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в зависимости от высоты, этажности, площади помещений, класса функциональной пожарной опасности, категории помещений по взрывопожарной и пожарной опасности и класса зоны по ПУЭ
Нормативные документы, содержащие требования к оборудованию зданий (помещений) системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре: «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности».
- выбор систем противодымной защиты (за счет объемно-планировочных решений, вытяжной противодымной вентиляции) в зависимости от высоты, этажности, площади помещений, класса функциональной пожарной опасности, категории помещений по взрывопожарной и пожарной опасности и класса зоны по ПУЭ, а также исполнения путей эвакуации и количества единовременно пребывающих людей;
Нормативные документы, содержащие требования к оборудованию зданий (помещений) системами АППЗ: «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», СП 7.13130.2009 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Противопожарные требования», СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция и кондиционирование».
Профилактика и техническое обслуживание систем автоматической противопожарной защиты и коммуникаций здания:
- поддержание систем автоматической противопожарной защиты зданий и сооружений в исправном состоянии, проведение технического обслуживание и планово-предупредительного ремонта;
- испытание систем внутреннего и наружного противопожарного водопровода на напор и водоотдачу не реже 2-х раз в год;
- очистка вентиляционных каналов;
- технические испытания электрических сетей, в том числе замер сопротивления изоляции;
- испытание наружных пожарных лестниц и ограждений на кровле;
- испытание огнезащитного покрытия.
Нормативные документы, содержащие требования: ППБ 01-03, «Правила пожарной безопасности в Россиийской Федерации».
Обеспечение деятельности подразделений пожарной охраны при тушении пожара и проведении спасательных работ.
- устройство пожарных проездов и подъездных путей для пожарной техники, совмещенных с функциональными проездами и подъездами или специальных;
- устройство наружных пожарных лестниц и обеспечение других способов подъема персонала пожарных подразделений и пожарной техники на этажи и на кровлю зданий, в том числе устройство лифтов, имеющих режим “перевозки пожарных подразделений”;
- устройство противопожарного водопровода, в том числе совмещенного с хозяйственным или специального, а при необходимости, устройство сухотрубов и пожарных емкостей (резервуаров);
- противодымная защита путей следования пожарных подразделений внутри здания;
- оборудование здания в необходимых случаях индивидуальными и коллективными средствами спасения людей;
- размещение на территории поселения или объекта подразделений пожарной охраны с необходимой численностью личного состава и оснащенных пожарной техникой, соответствующей условиям тушения пожаров на объектах, расположенных в радиусе их действия.
Выбор этих мероприятий зависит от степени огнестойкости, класса конструктивной и функциональной пожарной опасности здания.
Нормативные документы, содержащие требования: ППБ 01-03, «Правила пожарной безопасности в Россиийской Федерации», «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», СП 9.13130.2009 «Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации», СП 10.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности», СП 11.13130.2009 «Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения».