Phone-trade.ru

Умный дом
248 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Система вентиляции аккумуляторной

Система вентиляции аккумуляторной

Безопасность – важнейшее требование для любого производства, именно по этой причине фирмы, имеющие аккумуляторные комнаты, должны установить качественную вентиляцию помещения. Аккумуляторные батареи во время работы выделяют водород, который, смешиваясь с кислородом, может привести к взрыву, а также частицы кислоты, вредящие здоровью человека. Вентиляция помещения аккумуляторной батареи должна быть подобрана очень аккуратно, ведь ценой ошибки может стать человеческая жизнь. Также стоит учесть то, что кислотные аккумуляторы выделяют мельчайшие частицы электролита – кислоты, и её высокое содержание в воздухе может привести к вреду для здоровья для сотрудников, которые зайдут в данное помещение.

Кроме того, постоянная смена воздуха необходима для того, чтобы техника дольше сохраняла работоспособность, благодаря меньшему количеству пыли, которая способствует перегреву и впоследствии поломкам.

Вентиляция аккумуляторной комнаты

Помещение для зарядки и обслуживания тяговых аккумуляторов

Как бы компактны, экологичны и рентабельны ни были электрические погрузчики, в организации их работы есть одна сложность — необходимость обустройства помещения для обслуживания АКБ. При зарядке батарея выделяет частицы серной кислоты и водород, представляющие угрозу для здоровья человека и приводящие к детонации при достижении определенной концентрации. Поэтому наличие отдельной комнаты обязательно; ее отсутствие карается штрафами.

Решение проблем — организация помещения для зарядки и хранения АКБ согласно действующим регламентам. Ознакомимся вкратце с нормативными требованиями по обустройству комнаты и правилами обслуживания батареи.

Регламентирующие акты. Главные выдержки

Есть три документа, определяющие схему, наполнение помещения, способ обустройства инженерных коммуникаций в нем:

Отраслевые правила по охране труда 14000-005-98 предписывают отделять зарядную комнату от других (ремонтной, агрегатной и др.). Их разделяют сплошными внутренними перегородками высотой 1.5-1.8 м, обшитыми плиткой с кислотоупорными свойствами.

Другие важные выдержки из Правил:

ПОТ РО 14000-005-98 обязывает работников одеваться в брезентовую спецодежду, застегивать или завязывать рукава, носить навыпуск брюки, использовать очки. Стандарт запрещает манипуляции с АКБ электропогрузчика лицам младше 18 лет и доступ к нему сотрудников, не имеющих соответствующего допуска и не прошедших инструктаж.

Ключевые требования согласно ПОТ РМ 008-99:

Большинство организаций имеют менее 10 погрузчиков (и столько же обслуживаемых аккумуляторов). Им отраслевые правила разрешают обходиться только двумя комнатами — для подготовки электролита и для ремонта АКБ. Восполняют заряд в шкафах ремонтного помещения, оборудованных вытяжкой, за счет чего экономится площадь. Предприятиям малого бизнеса, где техника работает 8-часовую смену, разрешено заряжать аккумулятор, не снимая его с погрузчика.

Третий документ — инструкция для аккумуляторщиков — содержит правила для персонала, работающего с кислотными, щелочными, гелевыми батареями. Например, она обязывает работодателя инструктировать операторов погрузчика до начала зарядки/обслуживания, а сотрудника — уведомлять вышестоящий персонал о неисправностях АКБ или ситуациях, угрожающих жизни либо здоровью персонала.

Что необходимо учитывать при проектировании

Правила по охране труда дают сотни предписаний. Соблюсти их при обустройстве зарядной комнаты в строящемся здании сложно, а в построенном — тем более.

Чтобы грамотно реализовать проект комнаты для обслуживания батарей погрузчиков, учитывают следующие параметры рабочей площадки:

  1. Планировка здания.

В целях противопожарной безопасности учитывается общая планировка здания или территории, где расположится комната.

  1. Количество этажей.

Учитывается из соображений противопожарной безопасности. Зарядная комната всегда размещают на первом или цокольном этаже (в подвальном помещении).

  1. Использованные при постройке здания материалы.

Некоторые стройматериалы при взаимодействии с открытым огнем и парами серной кислоты/водорода более склонны к взрыву или возгоранию.

  1. Расположение складов/систем хранения.

Зарядная комната размещается относительно помещений со стеллажами (складов) или шкафами так, чтобы в чрезвычайной ситуации эвакуация сотрудников из одного не препятствовала эвакуации из другого.

Правила зарядки АКБ

Помимо принудительной приточно-вытяжной вентиляции, предусматривается естественная. Ее задача — снижать концентрацию вредных газов в воздухе путем обычного сквозняка.

Обустройство зарядной комнаты согласно правилам охраны труда, не даст гарантии долговечности батареи, а лишь обеспечит безопасность работ и позволит избежать штрафов. Длительная эксплуатация погрузчика и АКБ в частности — следствие грамотной зарядки аккумулятора. Вспомним главные правила:

В современном мире, наряду со стремительным развитием прогресса, возрастает вероятность возникновения техногенных катастроф, утечка токсичного либо взрывоопасного газа чревата гибелью людей, большими материальными убытками, экстренной остановкой производства. Для предупреждения и предотвращения таких явлений, а также для экологического и технологического мониторинга технологических процессов и предназначены газоанализаторы, которые поставляются на протяжении долгих лет компанией «АналитТеплоКонтроль» (г. Смоленск).

Сегодня предприятие обладает уникальными технологиями, представляет собой научно-производственный комплекс и логистическую базу, способные разрабатывать и производить и отгружать как единичные образцы вспомогательного оборудования, так и осуществлять серийный выпуск высококачественного вентиляционного оборудования серии ВСП-500М, поставку газоаналитической техники.

Можно с гордостью сказать, что ООО «АналитТеплоКонтроль» в настоящее время является одним из лидеров в поставках газоаналитической техники. Везде, где востребованы газоанализаторы для контроля токсичных и взрывоопасных газов, технологического и экологического мониторинга, встречаются измерительные приборы, отгруженные ООО «АналитТеплоКонтроль».

Газоанализаторы и приточно-вытяжные вентиляторы ООО «АналитТеплоКонтроль» можно встретить на большинстве водоканалов, на предприятиях-флагманах нефтегазодобывающей промышленности, на крупнейших металлургических комбинатах, а также на многих других предприятиях России и стран ближнего и дальнего зарубежья. На протяжении многих лет компания прочно удерживает ведущие позиции в обеспечении безопасности и контроля технологических процессов на различных промышленных предприятиях.

ООО «АналитТеплоКонтроль» — это научно-производственное предприятие, которое имеет в своем распоряжении высокий научно-технический производственный потенциал. Здесь соединены многие отрасли и направления науки: физика, химия, оптика, электроника. Таких комплексных специалистов не выпускает ни одно учебное заведение. Только после нескольких лет работы они приобретают те знания, которые отличают специалистов «АналитТеплоКонтроль».

Стоит отметить, что на предприятии теория объединена с практикой, а научно-исследовательская деятельность — с производством.

Широчайшая номенклатура поставляемых изделий — от переносных и стационарных газоанализаторов до многофункциональных газоаналитических контрольно-измерительных систем — позволяет Потребителю решать практически любую проблему газового анализа с учётом специфики конкретной аналитической задачи.

  • Колонка редактора
  • Новое в законодательстве
  • Обращение с отходами
  • Охрана атмосферного воздуха
  • Локальные документы
  • Системы управления
  • Опасные вещества

Рубрика «Опасные вещества»

Г.С. Докурно, заведующий сектором экологической сертификации РУП «Бел НИЦ “Экология”», эксперт-аудитор по сертификации систем управления окружающей средой

Требования к обустройству аккумуляторных установлены в гл. 7, 31 Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном и городском электрическом транспорте, утвержденных постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 4 декабря 2008 г. № 180/128 (далее — Межотраслевые правила).

Помещения аккумуляторных должны размещаться в зданиях не ниже II степени огнестойкости изолированно от других помещений преимущественно на первом этаже зданий. При размещении аккумуляторных в многоэтажных зданиях вышерасположенные этажи должны быть защищены от проникновения газов (п. 142, 143 Межотраслевых правил).

Не допускается размещать аккумуляторные:

  • в подвальных помещениях;
  • под помещениями производств с «мокрым» технологическим процессом;
  • под душевыми, ваннами, туалетами и подобными помещениями;
  • непосредственно под и над помещениями, в которых длительно может находиться более 50 человек (залы заседаний, буфеты и т.п.).
Читать еще:  Требования к манометрам порошковых огнетушителей

Помещения аккумуляторных должны состоять из трех обособленных участков:

  • помещения, в котором производится зарядка аккумуляторов;
  • кислотной (для хранения кислоты (щелочи) и приготовления электролита);
  • помещения для ремонта (разборки и сборки) аккумуляторных батарей.

Вход в помещения для зарядки аккумуляторов и кислотную осуществляется через общий тамбур, который оборудуется приточной вентиляцией для создания подпора воздуха. Устройство входа из бытовых помещений запрещается.

Двери тамбура, помещения для зарядки аккумуляторов и кислотной должны открываться наружу и снабжаться самозапирающимися замками, допускающими открывание их без ключа с внутренней стороны. Внутренние перегородки в аккумуляторных помещениях должны быть сплошными от пола до потолка.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 3 (9), март 2012 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.

Вентиляция зарядных станций тяговых и стартерных аккумуляторов

На зарядных станциях производится зарядка аккумуляторов подвижного транспортного состава.

Ввиду того, что процесс зарядки аккумуляторов сопровождается выделением водорода, зарядное помещение относится к взрывоопасным. Нижняя зона этих помещений считается не взрывоопасной.

Характеристики технологического процесса

Количество водорода, выделяющегося в процессе зарядки и саморазрядки щелочных аккумуляторов за время полной 7-ч зарядки для аккумуляторов типа ТЖН и ТКН составляет 63-217 л. Расход воздуха при температуре 30° С составляет 20-34 м3/ч.

Требования к системам вентиляции

Во всех помещениях зарядной станции предусматривается приточно-вытяжная механическая вентиляция, а в зарядном помещении дополнительно естественная вытяжная вентиляция (0,25-0,3 от объема механической вентиляции). Вытяжная вентиляция зарядного помещения должна быть обособленной и осуществляться с удалением воздуха из двух зон (к ним применяются различные требования ввиду разной категории взрывоопасности).

В связи с непрерывностью процесса необходимо иметь резервный вентилятор с соответствующей блокировкой. Приток свежего воздуха следует в основном распределить под стеллажами аккумуляторных батарей.

Вентиляция постов управления

В постах управления сосредоточивается аппаратура и механизмы для контроля и управления технологическими агрегатами доменных, сталеплавильных и нагревательных печей, прокатных станов и т. д. Как правило, они размещаются в закрытых помещениях, что обеспечивает защиту операторов и аппаратуры от вредных выделений (газа, пыли и тепла), а также от шума. Однако в отдельных случаях, когда необходим широкий обзор обслуживаемого оборудования, посты управления устраивают открытыми (например, у трубопрокатных станов).

Для визуального наблюдения за процессом посты управления размещаются вблизи от оборудования, что приводит к интенсивному тепловому облучению персонала и устройств управления.

Требования к системам вентиляции

Интенсивность облучения составляет от 0,6 до 10 кал/(см2-мин), поэтому защита должна быть индивидуальной в каждом случае. Средствами защиты могут служить изоляция помещения, прозрачные экраны и др.

Проектирование комплекса мероприятий по защите помещения поста управления от теплового воздействия сводится к теплотехническому выбору ограждающих конструкций, обеспечивающих минимальный приток тепла в помещение (при этом следует стремиться к тому, чтобы внутренние поверхности ограждений имели температуру не выше 25° С), а также удалению тепла из помещения поста управления вентиляционными средствами с применением искусственного охлаждения приточного воздуха в теплый период года.

В зависимости от интенсивности облучения наиболее широко применяются три схемы вентиляции постов управления

  • Для постов управления, подвергающихся слабому тепловому облучению (0,5-1 кал/(см2-мин)). Строительные ограждения помещения поста управления могут быть выполнены из красного или силикатного кирпича без покраски наружных поверхностей, остекление – одинарное.
  • Подача приточного воздуха – через потолочный плафон с поджатием воздуха к потолку или через перфорированный потолок с отверстиями 4-5 мм; забор рециркуляционного воздуха осуществляется у пола
  • Для постов управления, подвергающихся облучению средней интенсивности [1,1 до 2 кал/(см2-мин)]. Строительные конструкции помещения поста могут быть выполнены из красного кирпича; наружные поверхности оштукатурены и покрыты алюминиевой краской. Остекление постов – из теплоотражательного стекла или двойное из сталинита.

Подача воздуха для вентиляции осуществляется через специальный патрубок, размещаемый над каждым рабочим местом, что позволяет производить регулировку выпуска воздуха индивидуально по желанию персонала. При размещении поста над осью прокатки необходимо устраивать экранирование пола в виде поддона с проточной водой или в виде теплоизолированного экрана.

Для постов управления, подвергающихся интенсивному тепловому излучению [более 2 ккал/(см2-мин)]. Строительные ограждения помещения — двойные теплоизолированные типа «сендвич» или другой подобной конструкции. Остекление — двойное с принудительной циркуляцией воздуха, предварительно очищенного от пыли в фильтрах тонкой очистки.

Подача вентиляционного воздуха осуществляется через специальный патрубок, размещаемый над каждым рабочим местом. Забор рециркуляционного воздуха осуществляется через пол и внутренние каналы, устраиваемые в стенах, подвергающихся облучению. Двойное остекление может быть заменено одинарным теплоотражательным с обдувом его внутри помещения.

Теплотехнический расчет ограждающих конструкций постов управления

Теплотехнический расчет ограждающих конструкций постов управления заключается в выборе строительных конструкций, обеспечивающих при данной интенсивности теплового воздействия на них минимальный пропуск тепла в помещение и температуру внутренних поверхностей ограждений не выше 25° С.

Зная величину теплового облучения ограждений поста управления, температуру окружающего воздуха, выбрав строительный материал и толщину ограждения, находят температуру наружной поверхности ограждения и количество тепла, воспринимаемого ограждением.

Указанное количество тепла передается внутрь помещения поста управления конвекцией и излучением, а в окружающую среду цеха — в основном конвекцией. В соответствии с этими условиями составляется тепловой баланс.

Принятую конструкцию ограждения требуется выбрать так, чтобы была достигнута заданная температура внутренней поверхности ограждений поста управления. Для снижения теплового облучения при остеклении поверхностей постов управления целесообразно применять стекло «сталинит». Согласно экспериментальным данным, значение теплопередачи при замкнутой воздушной прослойке возрастает примерно в 2,3-2,5 раза.

Устройство автомобилей

Требования к помещениям для зарядки аккумуляторных батарей

Поскольку зарядка аккумуляторной батареи сопровождается выделением газов, способных к возгоранию и вредному воздействию на человеческий организм, для осуществления зарядки необходимо специальное помещение, отвечающее определенным требованиям. В автотранспортных предприятиях и СТОА зарядку аккумуляторных батарей осуществляют в аккумуляторных цехах, участках или отделениях, включающих, как правило, два помещения – «кислотное» (или «ремонтное») — для хранения кислоты, дистиллированной воды, приготовления электролита и обслуживания аккумуляторных батарей, и «зарядное» — для зарядки аккумуляторных батарей.

Помещения для обслуживания и зарядки аккумуляторных батарей должны удовлетворять требованиям ПУЭ-76 и СНиП III-33-76.
Помещение аккумуляторного цеха изолируется от попаданий в него пыли, испарений и газа, должно быть легко доступно для обслуживающего персонала, не должно подвергаться каким-либо сотрясениям.
Аккумуляторные батареи обслуживаются как в помещениях с естественным освещением (в этом случае для окон применяются матовое или покрытое белой клеевой краской стекло), так и в совершенно закрытых без естественного освещения.
Искусственное освещение выполняется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к взрывоопасным помещениям.
Осветительная арматура применяется взрыво- и кислотозащищенная, а проводка выполняется освинцованным кабелем с медными жилами.

Потолки помещений аккумуляторных батарей должны быть несгораемыми (бетонными) и гладкими. В исключительных случаях, когда не удается избежать выступающих конструкций, в них закладываются трубки для свободного прохода воздуха между отсеками или применяется иное равноценное конструктивное решение.

Полы помещений аккумуляторных батарей выполняются строго горизонтальными, на бетонном основании с кислотоупорным покрытием (керамические кислотоупорные плитки с заполнением швов кислотоупорным материалом или асфальтовое покрытие).
Стены, потолки, полы, двери и оконные рамы, вентиляционные короба (с наружной и внутренней стороны), металлические конструкции окрашиваются кислотоупорной краской в два слоя.

Наличие водорода в воздухе (в объеме 2…3%) делает его взрывоопасным; для удаления водорода из помещения аккумуляторной батареи и помещения для хранения и приготовления электролита последние оборудуются принудительной приточно-вытяжной вентиляцией с расположением всасывающих отверстий как внизу помещения (для отсоса тяжелых газов), так и вверху (для отсоса водорода). Выброс газа производится через отдельную шахту, расположенную над крышей здания на высоте не менее 1,5 м и защищенную от попадания в нее атмосферных осадков.
Включение вентиляции в дымоходы или в общую систему вентиляции здания запрещается. Если потолок помещения разделен балками на отсеки, отсос производится из каждого отсека.
Металлические вентиляционные короба не должны располагаться над аккумуляторами.

Для поддержания электролита в нормальных условиях помещение для хранения и обслуживания аккумуляторных батарей в холодное время года отапливается, и температура в нем поддерживается не ниже +10° С. Отопление обычно осуществляется с помощью калориферов. При применении электроподогрева принимаются меры против заноса искр через канал.
В случае невозможности применения калорифера допускается устройство парового или водяного отопления, оно выполняется в пределах помещения аккумуляторной батареи гладкими трубами, соединенными сваркой.
Фланцевые стыки и установка вентилей запрещаются.

Способы и технология зарядки

Зарядку аккумуляторной батареи рекомендуется производить при постоянной величине зарядного тока с применением специальных зарядных устройств. Зарядка аккумуляторной батареи считается полной, если напряжение на её выводах остаётся постоянным в течение 2 ч, при этом в конце зарядки во всех аккумуляторах должно быть бурное газовыделение (кипение).
Если какой-нибудь из аккумуляторов батареи не «кипит», значит, он неисправен – либо чрезмерная сульфатация пластин, либо их замыкание. Аккумуляторную батарею в таком случае подвергают капитальному ремонту или, чаще всего, выбраковывают.

Плотность электролита после окончания зарядки во всех аккумуляторах не должна различаться более чем на 0,01 г/см 3 .

Для протекания зарядного тока необходимо, чтобы напряжение зарядного устройства было больше ЭДС аккумуляторной батареи. Для зарядки аккумуляторных батарей в цехах используют зарядные устройства ВСА-3 с твердым селеновым выпрямителем, обеспечивающим силу тока до 8 А, или ВСА-5 — сила тока до 12 А. Для ускоренной зарядки применяют передвижные установки типа Э-410 или аналогичные.
При зарядке аккумуляторных батарей личных автомобилей владельцы используют выпрямители меньшей мощности.

Наиболее часто используются два способа зарядки:

  • при постоянном зарядном токе;
  • при постоянном напряжении.

Реже применяются модифицированная зарядка, при которой изменяются и ток, и напряжение, ускоренная зарядка, представляющая собой зарядку токами большой силы. При любом способе зарядки температура электролита в аккумуляторных батареях должна быть не выше 35 ˚С.

Зарядка аккумуляторных батарей при постоянном зарядном токе применяется на зарядных станциях и в аккумуляторных отделениях автотранспортных предприятий. Получают постоянный ток различными способами: регулированием напряжения зарядного устройства; изменением сопротивления реостата, включенного в цепь. При заряде током постоянной силы рекомендуемый ток должен быть 10% от номинальной емкости аккумуляторной батареи. Т. е. если заряжается аккумуляторная батарея 6СТ-60, то рекомендуемая величина зарядного тока — 6 А.
В конце зарядки напряжение на одном аккумуляторе может достигать до 2,7 В.

Зарядка аккумуляторных батарей при постоянном напряжении на зарядных станциях применяется редко. При этом способе напряжение поддерживается постоянным, а зарядный ток изменяется. Вначале зарядки ток достигает наибольших значений, а в процессе зарядки сила тока уменьшается. В стационарных условиях напряжение зарядки должно быть 2,3. 2,4 В на аккумулятор.
Продолжительность зарядки при постоянном напряжении практически равна времени зарядки при постоянном токе.
Преимуществом данного способа является меньшее газовыделение в конце зарядки вследствие меньшего напряжения.
Недостатком является необходимость применения более мощного зарядного устройства. Зарядка аккумуляторных батарей при постоянном напряжении используется в процессе их эксплуатации на автомобиле. Этот способ не применяется если батарея сильно разряжена.

Ускоренная подзарядка аккумуляторных батарей применяется в случае чрезмерно разряженной аккумуляторной батареи при эксплуатации и при необходимости восстановить её работоспособность в короткое время. Достоинством ускоренной подзарядки является возможность подзарядки батареи не снимая её с автомобиля. Ускоренная зарядка производится токами 70. 90 % номинальной ёмкости.

Ускоренная подзарядка проводится не до полного заряжения батареи. Режим ускоренной зарядки может успешно применяться для быстрого повышения характеристик аккумуляторной батареи при низкой температуре непосредственно перед пуском двигателя. Это называется предпусковой подзарядкой, которая проводиться в течение 7. 10 минут.

Понять, что аккумулятор зарядился можно по следующим признакам: — начинает закипать электролит; — плотность кислотного наполнителя и величина напряжения на аккумуляторных клеммах остаются постоянными в течении двух-трёх часов.

Техника безопасности при работе с аккумуляторными батареями

При контакте с аккумуляторными батареями следует всегда помнить, что они являются опасными для жизни и здоровья человека объектами.

Существует множество факторов риска при контакте с аккумуляторами. Основными из них обусловлены:
1) взрывоопасностью аккумуляторных батарей;
2) едкостью серной кислоты, входящей в состав электролита свинцово-кислотных АКБ;
3) высокой токсичностью свинца и серной кислоты, входящих в состав большинства промышленных и тяговых аккумуляторов.

Взрывоопасность
Практически все современные аккумуляторные батареи являются взрыво- пожароопасными. Для того, чтобы минимизировать риски при работе с любой АКБ, необходимо тщательно соблюдать технику безопасности и эксплуатационные требования производителя.

При зарядке аккумуляторов выделяются водород и кислород, смесь которых представляет гремучий газ, взрывающийся даже от небольшой искры.

ДЛЯ ИСКЛЮЧЕНИЯ СИТУАЦИЙ ПРИ КОТОРОМ ВАШ АККУМУЛЯТОР МОЖЕТ ВЗОРВАТЬСЯ НЕОБХОДИМО РАЗ В ПОЛ ГОДА ПРОВОДИТЬ ДИАГНОСТИКУ.
ОСЫПАНИЕ И СУЛЬФАТАЦИЯ ПЛАСТИН ПРИВОДИТ К СИЛЬНОМУ ВЫДЕЛЕНИЮ ГРЕМУЧЕГО ГАЗА, КОТОРАЯ И ЯВЛЯТЬСЯ ПРИЧИНОЙ ВЗРЫВА.
ДЛЯ ИСКЛЮЧЕНИЯ ТАКИХ СИТУАЦИЙ ПЕРИОДИЧЕСКИ РАЗ В ПОЛГОДА ПРОВОДИТЕ У СПЕЦИАЛИСТОВ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ВАШИХ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ

Поэтому помещение, в котором производится зарядка аккумуляторов, должно соответствовать требованиям пожарной безопасности. Светильники аккумуляторного помещения должны быть взрывозащищенными, их располагают между стеллажами с аккумуляторами.

Приточно-вытяжная вентиляция должна включаться перед началом заряда батареи и отключаться после удаления всех газов не менее чем через 1,5 ч после окончания заряда. При осмотре аккумуляторных батарей необходимо пользоваться специальной лампой во взрывозащищенном исполнении напряжением не выше 36 В. Шнур лампы должен быть заключен в резиновый шланг. В аккумуляторном помещении не должно быть аппаратов, которые могут образовывать искру (выключателей, штепсельных розеток, автоматов и др.).

Курение вблизи аккумуляторов категорически запрещено.

Серная кислота
В состав электролита кислотных аккумуляторов входит серная кислота. При попадании на кожу серная кислота вызывает ожог.

Кислоту, попавшую на кожу, нужно быстро и обильно смыть водой, тогда ее действие может ограничиться ожогом первой степени (покраснением). В случае промедлении кислота быстро разрушает кожу и ткани, в результате чего образуется глубокая, труднозаживающая рана.

Доливать электролит необходимо в защитных очках, так как попадание брызг кислоты в глаза может привести к повреждению роговицы глаза. На руки во избежание ожога необходимо надевать резиновые перчатки, а для защиты одежды и обуви — грубошерстный защитный костюм, галоши и резиновый фартук.

Аккумуляторное помещение должно быть постоянно заперто на замок и содержаться в чистоте. Пролитую на пол или стеллажи кислоту (или электролит) немедленно удаляют сухими опилками. Все находящиеся в аккумуляторном помещении металлические части (кронштейны, балки, отопительные устройства, наружные и внутренние поверхности вентиляционных коробов) окрашивают кислотоупорной краской.

Распределительные шины аккумуляторной батареи смазывают тонким слоем нейтрального вазелина или машинного масла. Смазывают шины и в тех случаях, когда они окрашены кислотоупорной краской. Смазку следует периодически возобновлять.
При составлении электролита лить кислоту в воду тонкой струей, непрерывно мешая раствор стеклянной палочкой. Лить воду в кислоту недопустимо, так как при этом произойдет бурная реакция с разбрызгиванием кислоты. Для составления электролита использовать керамиковую, эбонитовую или свинцовую посуду. Стеклянная посуда для этой цели не допускается, так как может лопнуть от нагрева.

При составлении электролита и доливании воды в батареи надевать защитные очки.

Свинец
В аккумуляторах находится множество ядовитых веществ, таких как свинец, мышьяк и пр.
Свинец и его соединения ядовиты. Попадая через рот и нос в желудок, свинец и его соединения растворяются и попадают в кровь. При систематическом и длительном попадании свинца в кровь наступает хроническое отравление — тяжелая трудноизлечимая болезнь.

В организм свинец может попасть при зачистке и выправке пластин перед пайкой, во время их пайки, при разборке и сборке аккумуляторов и т. п. При зачистке полюсных отростков (ушек) пластин перед пайкой металлическими щетками в воздух выделяется мельчайшая свинцовая пыль. Для предупреждения попадания этой пыли в дыхательные пути, а затем в желудок зачистку пластин производят в респираторах со сменными ватными фильтрами. Фильтр в течение рабочего дня нужно менять не менее 2 раз, при этом респиратор тщательно протирают чистой влажной тряпкой.

При пайке пластин в воздух выделяются пары свинца и его оксидов. Вдыхание этих паров также опасно, поэтому пайку необходимо вести в респираторе. Воздух загрязняется свинцовой пылью и парами не только у рабочего места, но и во всем объеме, поэтому при зачистке, выправке и пайке пластин помещение должно вентилироваться. В этом помещении нельзя курить и принимать пищу, свинец может попасть в организм с грязных рук и загрязненной одежды, поэтому перед курением или принятием пищи руки и лицо необходимо тщательно вымыть с мылом и прополоскать рот.

После окончания рабочего дня следует вымыться под душем и надеть чистую одежду. При царапинах и ссадинах на суставах пальцев не следует голыми руками обрабатывать пластины. Через ссадину оксиды свинца могут попасть на сухожилия, а это может вызвать отмирание их и потерю подвижности пальца.

Для увеличения сопротивляемости организма рекомендуется; перед работой по зачистке, выправке и пайке пластин плотно поесть, избегая кислых блюд и употребляя побольше жиров. Спецмолоко пить в течение смены небольшими порциями. Не употреблять спиртных напитков. Появление слабости, отсутствие аппетита, потеря в весе могут быть признаками хронического отравления свинцом. В таких случаях нужно немедленно обратиться к врачу.

Если при зачистке, выправке или пайке пластины во рту появляются сладковатый привкус, слюнотечение, тошнота — это признак острого отравления свинцом. Это случается редко и тогда, когда работают длительное время без респиратора. В таких случаях дают пострадавшему молоко и доставляют его к врачу.

Работать с аккумуляторными батареями следует только в резиновых перчатках.

После работы необходимо тщательно вымыть руки и лицо, вычистить зубы и прополоскать рот.

Рекомендации по использованию

Внимание через 2-3 года после начало эксплуатации рекомендуется проводить регенерацию аккумуляторной батареи.

При уходе за аккумуляторными батареями необходимо освещать их переносной электрической лампой. Категорически запрещается освещать батарею открытым пламенем, а также курить при осмотре.

Необходимо постоянно следить за надежностью крепления зажимов проводов, не допуская искрения.

Еже сменно необходимо проводить следующие операции.

Очищать батарею от пыли. Электролит, попавший на поверхность батареи, вытирать чистой ветошью, смоченной в 10%-ном растворе кальцинированной соды. Неконтактные металлические части смазывать техническим вазелином или солидолом.
Проверять крепление батарей в гнезде.

Проверять плотность контактов наконечников проводов на клеммах. Не допускать натяжения проводов, чтобы не повредить клемм и избежать трещин в мостике.

Прочищать вентиляционные отверстия батарей.

Через каждые 100—120 часов работы (но не реже чем через 10—15 дней зимой и 5—б дней летом):
проверять уровень электролита во всех банках батарей;

определять степень разряженности батарей по плотности электролита; при необходимости батареи и отправляют на зарядную станцию;

защищать наконечники проводов.

Через каждые 300—360 часов работы (но не реже одного раза в месяц) нужно проверить напряжение каждого аккумулятора нагрузочной вилкой.

Через каждые 6 месяцев проводить техническое обслуживание у специалистов

Требования к системам воздухообмена

  1. Основным требованием к таким системам является эффективное удаление вредных веществ, находящихся в воздушных массах.
  2. Система должна быть приточно-вытяжной. Вытяжка должна осуществляться как из верхней части комнаты, так и из нижней ее части (70% воздушных масс должно удаляться вверху, а 30% — около пола).
  3. Устройство вытяжной вентиляции должно обеспечивать минимум двукратный воздухообмен в аккумуляторном цеху.

Вентиляционные системы для аккумуляторных комнат могут быть как приточными, так и вытяжными. Кроме того, по принципу действия они бывают:

  • Естественная.
  • Побудительная или механическая.
  • Комбинированная.

Еще в местах зарядки и хранения аккумуляторных батарей может быть обустроена общеобменная вентиляция или локальная (местная). Общеобменная – удаляет загрязненный воздушные массы из всего помещения, а локальная – из мест непосредственного загрязнения.

Применение какой-либо определенной системы должно иметь под собой основания, подтвержденные расчетами необходимого воздухообмена.

Естественная вентиляционная система в аккумуляторных цехах, как основная практически не используется, вследствие ее низкой эффективности. Такой тип в обязательном порядке делается резервным, в случае остановки или выхода из строя механической вентиляционной системы.

Механическая вентиляционная система может быть приточно-вытяжной или механической вытяжной с естественным притоком, который происходит вследствие разряжения воздуха в аккумуляторном помещении.

Важно!
Использование механического притока и естественной вытяжки категорически запрещено, так как в помещении создается избыточное давление, и загрязненный воздух может попадать в другие помещения.

Правила установки вентиляционной системы в аккумуляторном помещении

  1. Аккумуляторные и кислотные помещения оборудуются механической и естественной вентиляцией.
  2. Вентиляционная система устанавливается отдельно для кислотных и щелочных батарей.
  3. Выключатели выносятся за аккумуляторное помещение. Вентиляторы «прячутся» в пожаробезопасные короба.
  4. Вентиляционная система монтируется автономной.
  5. Отсос отработанного воздуха происходит, как из нижней части помещения, так и вверху.
  6. Короба вентиляции из металла не размещаются под аккумуляторами.
  7. Вентиляция должна обеспечивать температуру +25 градусов, концентрацию серной кислоты не более 1 мг/м3, водорода – 0,7%.

Вентиляционная система в аккумуляторном помещении является очень важных элементом организации труда и должна выполнятся в соответствии с нормами и требованиями. Эффективность ее работы зависит не только от оборудования, но и от способа установки. Именно поэтому, прежде чем смонтировать вентиляционную систему в аккумуляторном помещении необходимо провести точные расчеты и составить проект.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector