Phone-trade.ru

Умный дом
10 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Перекатка пожарных рукавов: особенности и периодичность процедуры

Перекатка пожарных рукавов: особенности и периодичность процедуры

Пожарным рукавом называется гибкий трубопровод, по которому подаются огнетушащие вещества, оснащенный пожарными соединительными головками. Он может быть двух видов:

  • Всасывающий. Используется для отбора воды из источника при помощи пожарного насоса.
  • Напорный. Используется для подачи воды под давлением.

Согласно постановлению Правительства РФ от 25.12.2012 г № 390 «О противопожарном режиме» пожарные рукава – неотъемлемая часть противопожарного оборудования зданий, поездов и судов, а также автомобилей пожарных служб. Он должен быть присоединен к пожарному крану и пожарному стволу и размещаться в опломбированных пожарных шкафах из негорючих материалов. Для компактности размещения и удобства использования пожарные рукава хранятся в свернутом виде. После применения их просушивают, а в течение срока эксплуатации периодически расправляют и проверяют их на прочность и герметичность. По окончании проверки требуется перекатка для дальнейшего хранения.

Ремонт пожарных рукавов

Ремонт всасывающих и напорно-всасывающих пожарных рукавов.

Всасывающие и напорно-всасывающие рукава следует ремонтировать, если они не выдержали испытаний, а также при наличии видимых механических повреждений (проколы, абразивный износ, смятие спирали и т.п.) и других неисправностей.

При потере герметичности и внешних повреждениях на самих всасывающих и напорно-всасывающих рукавах, в зависимости от характера повреждения, их ремонтируют одним из следующих способов:

а)наложением заплат на наружную поверхность ремонтируемого рукава клеевыми составами;

б)вулканизацией сырой резиной.

При повреждении пожарных соединительных головок на всасывающих и напорно-всасывающих рукавах, необходимо заменить пожарные соединительные головки и присоединить их методом навязки в соответствии с п. 3.6 Методического руководства или при помощи хомутов.

Ремонт способом наложения заплат.

Наружная поверхность всасывающего и напорно-всасывающего рукава, изношенная на глубину до проволочной спирали, ремонтируется наложением кольцевых или ленточных заплат из прорезиненного полотна с помощью клеев. Клей подбирается в соответствии с рекомендациями, приведенными в сопроводительной документации на всасывающие и напорно-всасывающие рукава или используется обыкновенный резиновый клей.

Ремонт всасывающих и напорно-всасывающих рукавов, получивших повреждение в виде сквозных проколов и порезов длиной до 10 мм, производится наложением заплат на наружную поверхность. Места вокруг прокола на поверхности ремонтируемого рукава зачищаются и обезжириваются бензином или другим растворителем. Вырезаются заплаты из прорезиненного полотна или вулканизованной резины толщиной от 1,5 до 2,0 мм диаметром от 50 до 60 мм или прямоугольной формы размером 60×60 мм со скругленными углами, зачищаются и обезжириваются. На зачищенное место поверхности ремонтируемого рукава и заплату наносится клей. Приклеивание осуществляется в соответствии с указаниями то применению для используемого клея.

Несквозные проколы (порезы) заполняются клеем. Наносится слой клея вокруг прокола и на заплату из резины или прорезиненного полотна и заплата приклеивается аналогично.

Ремонт сквозных разрывов требует вскрытия стенки ремонтируемого рукава в месте разрыва с наружной стороны путем последовательного вырезания и удаления слоев, составляющих стенку. При этом последующие слои вырезают ступеньками, соблюдая порядок, при котором каждый ниже лежащий слой вырезается на ширину и длину, большую вырезанной части выше лежащего слоя.

Для удобства работы верхние слои ремонтируемого рукава по мере вырезки негодных участков отгибают вверх. После этого поврежденный участок сушат и подготавливают к ремонту.

Зачищают и промывают с обеих сторон подготовленную для ремонта заплату из листовой резины. По размерам заплата должна перекрывать поврежденный участок ремонтируемого рукава на длину от 30 до 35 мм во всех направлениях.

После просушки на заплату и ремонтируемый участок наносят тонкий слой клея, подсушивают и заплату приклеивают.

Резиновая заплата второго слоя должна быть на длину от 12 до 20 мм больше вырезанного слоя ремонтируемого участка. Это обеспечивает возможность выполнения шва внахлестку. Процесс подготовки и наложения этой заплаты тот же, что и первого слоя.

Раскрой заплаты и обклейка всасывающего и напорно-всасывающего рукава прорезиненной тканью и наружной обкладкой проводятся так, чтобы обкладка два – три раза обернула отремонтированный участок и перекрыла место разрыва на ремонтируемом рукаве на длину от 200 до 250 мм с каждого конца. Для улучшения прилипания наружной обкладки к поверхности ремонтируемого рукава рекомендуется на время сушки поверх обкладки намотать веревку, воспроизводя спиральную форму поверхности ремонтируемого рукава.

Деформация металлической спирали всасывающего и напорно-всасывающего рукава устраняется деревянным или резиновым молотком на круглой оправке.

Ремонт способом вулканизации.

Для ремонта способом вулканизации необходимо иметь специальные приспособления, позволяющие зажимать ремонтируемый участок всасывающего и напорно-всасывающего рукава в аппарате без изменения его формы, с усилием до 100 кг на 10 см длины ремонтируемого рукава.

Технология ремонта конкретных типов и модификаций всасывающих и напорно-всасывающих рукавов должна быть приведена в формуляре, составленном предприятием-изготовителем. По окончании ремонта в формуляр вносятся сведения о ремонте (вид ремонта, характер повреждения).

Отремонтированные всасывающие и напорно-всасывающие рукава подвергают испытаниям в соответствии с п. 3.3.2.4 Методического руководства не ранее, чем через 24 часа после окончания ремонта.

Ремонт напорных рукавов.

В процессе эксплуатации напорные рукава получают повреждения, которые могут быть устранены ремонтом. Ремонту подвергают вымытые и высушенные напорные рукава. Напорные рукава, получившие повреждения каркаса, ремонтируют следующими способами:

б) с применением клеев.

Напорные рукава, получившие повреждения пожарных соединительных головок и мест соединений с ними, оборудуются пожарными соединительными головками заново в соответствии с п. 3.6 Методического руководства.

Технология ремонта конкретного типа напорного рукава должна быть изложена в формуляре, составленном заводом-изготовителем.

Ремонт способом вулканизации.

Для проведения ремонта вулканизацией необходимо иметь:

-вулканизационный аппарат со струбцинами;

-волосяную жесткую щетку;

-ножницы, нож сапожный, молоток деревянный или резиновый;

-от трех до пяти деревянных подкладок;

Ремонт вулканизацией осуществляется двумя способами.

Вулканизированный резиновый клей приготавливают из сырой клеевой резины, которую растворяют в авиационном бензине. Сырую клеевую резину нарезают мелкими кусками, помещают в плотно закрывающуюся банку и заливают авиационным бензином в соотношении: 3 кг бензина на 1 кг резины. Полученная смесь отстаивается в течение суток. По истечении этого срока набухшую резину тщательно перемешивают и в смесь еще заливают такое же количество бензина. После чего, смесь в течение 2-3 часов снова тщательно перемешивают до получения однородной массы клея.

Ремонтируемое место напорного рукава и заплата обезжиривается путем тщательной протирки ветошью, смоченной в бензине, ацетоне или другом растворителе.

На ремонтируемое место и заплату наносят от пяти до семи слоев клея общей толщиной не более 1 мм, причем каждый следует просушивать до такого состояния, когда к клеевой поверхности не будут прилипать волоски сухой щетки. После просушки последних сдоев клея на напорном рукаве и заплате, заплата накладывается на ремонтируемое место и равномерно прижимается к нему легкими ударами резинового молотка.

Читать еще:  Устройство пожарного гидранта в колодце — схема и пояснения

Участок напорного рукава с наложенной заплатой кладут на плиту вулканизационного аппарата заплатой вниз и плотно прижимают к плите струбциной, под которую подкладывают деревянную доску (подкладку) размером, превышающим заплату.

Напорный рукав с заплатой выдерживают при температуре от плюс 130 до плюс 140 “С в течение от 35 до 40 мин.

Заплату изготавливают из сырой резины и прорезиненного полотна, применяемого для ремонта автомобильных шин. После подготовки ремонтируемого места на напорный рукав кладут сырую резину толщиной 2 мм, а на нее прорезиненное полотно. Размер заплаты из сырой резины должен быть величину от 20 до 25 мм больше размеров поврежденного участка по всем направлениям, а заплата из прорезиненного полотна должна перекрывать заплату из сырой резины на величину от 15 до 20 мм по всем сторонам.

Наложенную заплату из сырой резины и прорезиненного полотна тщательно прикатывают к напорному рукаву, после чего вулканизируют в течение 25 мин при температуре от плюс 130 до плюс 140 °С.

Ремонт с применением клеев.

Ремонт сквозных проколов или порезов осуществляется постановкой наружных и внутренних заплат одновременно. При повреждениях напорных рукавов без нарушения целостности внутреннего гидроизоляционного слоя ремонт осуществляется наложением наружных заплат.

При использовании любого из клеев подготовка заплат и мест ремонта осуществляется в следующей последовательности:

  • место на напорном рукаве и заплата зачищается, у латексированных напорных рукавов в месте повреждения, кроме того, удаляется латексная пленка и поверхности склеивания обезжириваются;
  • на ремонтируемое место и заплату кистью наносят от одного до трех слоев клея в зависимости от склеиваемых поверхностей, причем каждый слой просушивается в течение от 15 до 20 мин при комнатной температуре;
  • после просушки последних слоев клея заплата накладывается на ремонтируемое место и прижимается к нему пальцами рук или легкими ударами резинового молотка;
  • участок напорного рукава с наложенной заплатой целесообразно поместить в пресс или между зажимами струбцины, плотно зажать и выдержать в течение от 10 до 15 мин при комнатной температуре.

На наружную поверхность заплаты накладывается пергамент или полиэтилен дога предотвращения случайного приклеивания ее к поверхности контакта в прессе или струбцине.

Пергамент или полиэтилен вводите» также в напорный рукав под ремонтируемое место во избежание склеивания внутренней поверхности гидроизоляционного слоя.

Давление с которым заплата должна быть прижата к напорному рукаву, устанавливается из расчета 5 кг на 1 см2 поверхности заплаты и выдерживается при комнатной температуре в течение одного часа.

После этого напорный рукав извлекается да пресса и выдерживается без деформации отремонтированного места в течение от 10 до 13 часов.

Установка заплат внутрь напорного рукава производится с помощью приспособления, схема которого показана на рисунке 12. Обработка внутренней поверхности напорного рукава в месте установки заплаты осуществляется через разрыв в напорном рукаве.

  1. камера под резиновой мембраной;
  2. заплата;
  3. напорный рукав;
  4. опорное кольцо;
  5. подвод сжатого воздуха

Воздух, подаваемый в камеру под давлением от 0,3 до 0,5 МПа, расправляет: ее и прижимает заплату к ремонтируемому участку напорного рукава.

В таком положении они выдерживаются в течение одного часа, затем давление воздуха снижается до нуля, а приспособление извлекается из напорного рукава.

Заплаты изготавливают из кусков напорного рукава того же типа. Размеры заплат определяются величиной разрыва напорного рукава. При этом дается припуск от краев разрыва во все стороны на величину от 35 до 40 мм.

При ремонте проколов установка заплат внутрь рукава на предварительно подготовленное место производится с помощью специального держателя заплат.

Заплату устанавливают на мембрану приспособления обращенной наружу клеевой стороной.

Для того, чтобы заплата в процессе установки держателя к ремонтируемому месту не смещалась, ее в 2-3 точках приклеивают к мембране клеем, который при высыхании и деформации мембраны отклеивается, позволяя свободно извлекать приспособление из рукава.

Технология ремонта конкретных типов и модификаций напорных рукавов должна быть приведена в формуляре, составленном предприятием – изготовителем. По окончании ремонта, ответственным за эксплуатацию напорных рукавов, в формуляр вносятся сведения о ремонте (вид ремонта, характер повреждения).

Отремонтированные напорные рукава испытывают гидравлическим давлением (таблица 3 приложения № 3) не ранее, чем через 24 часа после ремонта.

Проверка пожарных кранов: кто проводит?

Чтобы испытание крана на водоотдачу прошло оперативно и по приятной цене, обращайтесь в нашу компанию. Мы гарантируем соблюдение техники и установленного регламента, ответственный подход к процессу и грамотное оформление всех разрешительных документов. Большой опыт работы позволяет нашим сотрудникам качественно обследовать оборудование и осуществить его ремонт при необходимости. Проверка гидрантов с нами — это защита и безопасность вашей жизни и имущества.

Обоснованием для заключения являются технические правила ГОСТов, федеральных законов 69, 123, 184, где перечислены регламенты и требования к нормам противопожарной безопасности. При этом основным сводом правил является СП 10.13130.2009 (Системы противопожарной защиты, Внутренний противопожарный водопровод, Требования пожарной безопасности).

Основные технические характеристики

Длина рукава зависит от его назначения:

  • для комплектации пожарных машин – 20 м с допуском +/-1 м.;
  • для хранения в зданиях и подключения к пожарным кранам – от 10 до 20 м.;
  • всасывающие и напорно-всасывающие – 4 м.;

Основной характеристикой изделий является внутренний диаметр, обозначаемый значением условного прохода. У напорных максимальное значение составляет 150 мм, минимальной 25 мм. Для пожарных машин наименьший диаметр рукава составляет 51 мм.

Следующий важный параметр – это рабочее давление. Существует и значение разрывного давления, которое в два раза выше рабочего. Значение давления также зависит от типа рукава:

  • всасывающие и напорно-всасывающие – до 3 МПа;
  • напорные – до 1,6 МПа;
  • рукава для мобильных помп и кранов в жилых домах – до 1 МПа.

Рукава обладают высокой стойкостью к температурам. Стандартное требование для умеренного климата – возможность эксплуатации в диапазоне температур от -40 до +45°С. Рукав должен обладать кратковременной стойкостью к высоким температурам – несколько секунд при контакте с материалом нагретым до 300°С. Изделия используемые в пожарных машинах должны выдерживать 450°С в течение одной минуты.

Читать еще:  Противопожарное водоснабжение нормативные документы

Список литературы

  1. Пожарная техника: Учебник / Под ред. М.Д. Безбородько.-М.: Академия ГПС МЧС России, 2004.-550 с.
  2. Пучков П.В. Причины вязкого и хрупкого разрушения металлов и сплавов. Научно — популярный журнал NovaInfo.Ru (Электронный журнал.) — 2018 г. — № 92; C. 17-21.
  3. Бернштейн М.Л., Займовский В.А. Механические свойства металлов: Учебник для вузов. — М.: Металлургия. 1979. — 495 с.

Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

  • 23 ноября 2020
  • Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

    • 29 октября 2020
  • Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

    Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

    ОБОЗНАЧЕНИЯ И МАРКИРОВКА ПОЖАРНЫХ РУКАВОВ

    Когда пожарная часть принимает на свой баланс пожарные рукава, то на них должна наноситься дополнительная маркировка, обозначающая принадлежность того или иного рукава к той или иной пожарной части. Сама маркировка делится на две части — верхнюю и нижнюю. В верхней указывается порядковый номер части, на балансе которой числится рукав, а в нижней указывается порядковый номер самого рукава.

    Процедура производится не реже одного раза в год и способствует поддержанию пожарных рукавов в работоспособном состоянии. Резервные рукава в составе оборудования пожарных автомобилей, а также хранящиеся на складах, перекатываются ежеквартально. Также перекатка производится после каждого использования с предварительной промывкой и сушкой.

    Перемотка пожарных рукавов состоит из ряда этапов:

    • промывка и просушка в шахтах;
    • при необходимости – ремонт рукава методом вулканизации;
    • перемотка пожарных рукавов на новый шов со смещением шланга на 90°.

    Скатка производится на специальном оборудовании и бывает разных видов:

    • для складского хранения – одинарная;
    • для пожарных кранов – двойная или гармошка;
    • для быстрого сбора пожарных рукавов перед дальнейшей просушкой и ремонтом — восьмерка.

    Информация взята с сайта www.complex-safety.com

    Когда требуется ремонт и замена элементов системы охранно-пожарной сигнализации?

    Любая техника подвержена износу и устареванию, а значит, требует регулярного и квалифицированного обслуживания в целях предупреждения ее отказа в.

    Уголок пожарной безопасности в детском саду

    Детский сад важная часть жизни каждого человека. В дошкольном образовательном учреждении закладываются первые кирпичики знаний, здесь начинается подготовка маленького.

    Где устанавливают пожарные шкафы

    Шкафы с инвентарем для тушения пожара располагаются согласно Нормам Пожарной Безопасности. Данные правила касаются всех зданий – вновь построенных.

    Огнетушители: типы, маркировка и техническое обслуживание

    Огнетушитель, является устройством, которое предназначено для быстрого реагирования на очаг возгорания своими силами, с целью его тушения, не прибегая.

    Требования законодательства

    Пожарные рукава обязательно должны обеспечивать сотрудникам возможность беспрепятственной доставки огнетушащих средств к месту возгорания. Скорость, прочность каждого соединения и герметичность всего пожарного рукава обеспечивается специальными соединительными головками.

    Эксплуатационные и качественные свойства пожарных рукавов, а также соединяющих головок обязательно должны соответствовать всем техническим параметрам специального гидравлических устройств, применяемых пожарными подразделениями.

    По государственным стандартам на всех рукавах на строго зафиксированном расстоянии 150 мм от одного из краев скатки обязательно наносится конкретная маркировка, которая должна сохраняться на протяжении гарантированного периода использования и хранения, на которой указывается:

    • условное название организации-производителя;
    • дата изготовления;
    • длина;
    • внутренний диаметр;
    • печать технического контроля;
    • рабочее давление.

    На другом конце рукав обязательно маркируется соответствующим товарным знаком фирмы-производителя.

    Рукава, изготовленные для эксплуатации в районах с морозным климатом, обязательно маркируются соответственно инструкциям, указанным в ГОСТ 14892.

    Каждый рукав поставляется в скатанном виде, намотка при этом должна быть всегда ровной без выделяющихся витков и выступающих кромок. Для фиксации наружного конца используется специальный перевязочный материал, который не повредит рукав. Для обеспечения сохранности скатки упаковываются в стопки и обязательно заворачиваются в специальный материал и зашиваются.

    Правила эксплуатации пожарных рукавов, их хранение и классификация

    Пожарные рукава – это приспособления, которые используются для борьбы с огнем. Они применяются для транспортировки огнетушащего жидкого вещества, воды или пены на значительные расстояния. От водяных гидрантов, различных водоемов, автоцистерн до очага возгорания.

    Внешне пожарные рукава выглядят как гибкие трубопроводы, изготовленные из эластичных материалов повышенной прочности. На концах они оборудованы соединительными муфтами или специальными головками распылителями.

    Как при эксплуатации, так и при хранении пожарных рукавов необходимо соблюдать определённые условия. Необходимо производить периодические проверки и испытания.

    Существуют следующие типы пожарных рукавов:

    • Напорный;
    • Напорно-всасывающий;
    • Всасывающий.
    1. Напорный
    2. Напорно-всасывающий и всасывающий
    3. Климатическое исполнение
    4. Маркировка
    5. Эксплуатация, испытания и перекатка

    Напорный

    Используются для подачи огнетушащего состава непосредственно в очаг возгорания. Они могут транспортировать как в воду, так и специальные пенообразующие составы. Различные виды могут выдерживать давление от 2 до 8 атмосфер. Напорными рукавами комплектуются автоцистерны МЧС, корабли, поезда, пожарные шкафы в зданиях и сооружениях. Способ хранения — компактная скатка или размещение на катушке для более быстрого и удобного разматывания. Длина может доходить до 20м. Производится в довольно широкой номенклатуре диаметров пожарных рукавов: 51, 66, 77, 89, 150 мм.

    Соответствует ГОСТ 51049-97 и НПБ 152-2000. Согласно нормативам различают напорные изделия с армирующим каркасом – чехлом из:

    • Натуральных волокон:
      • Льняные;
      • Льноджутовые;
    • Синтетических материалов:
      • Прорезиненные – оборудованы только слоем гидроизоляции внутри без внешнего покрытия;
      • Латексированные – из гидроизоляционного материала состоит не только внутренний слой, но и пропитка армирующего;
      • С двусторонним покрытием из полимеров (полиуретан, полипропилен).

    Изделия из натуральных волокон морально устарели и применяются все реже. Это обусловлено сложностями в их хранении и использовании. Прежде всего, они подвержены гниению, гидравлические потери от прохождения воды довольно высоки, следовательно, пропускная способность пожарных рукавов такого типа несколько ниже, в условиях низких температур их эксплуатация также довольно затруднительна ведь после каждого использования их необходимо тщательно сушить. Однако есть и преимущества: эти изделия в сухом состоянии очень легкие, а их скатки малогабаритны, во время использования происходит перколяция – просачивание воды сквозь ткань. Увлажненный шланг имеет более высокую стойкость к экстремальным температурам на пожаре.

    Современные изделия из синтетики имеют различную структуру.

    С двухсторонним покрытием

    1. Армирующий каркас в качестве материала выступает сетка из натуральных волокон;
    2. Внутренний слой гидроизоляции, снижающий трение воды, обеспечивает минимальные потери напора;
    3. Наружный слой для термической и механической защиты материала от истирания и влияния солнечных лучей.
    4. Армирующий каркас состоит из синтетических волокон, выполняет функцию внешнего защитного покрытия.
    5. Внутренняя резиновая камера вставляется внутрь каркаса.
    6. Соединительная прослойка из специального клея.
    Читать еще:  Особенности тушения пожаров на транспорте

    Дополнительную прочность всей конструкции придает вулканизация, которую производят под давлением до 0,4 МПа, раскаленным до 120° паром, пропущенным через внутренний слой.

    1. Армирующая сетка состоит из синтетических волокон;
    2. Внутренний гидроизоляционный слой из латекса;
    3. Сетка пропитана латексом, который выступил за ее пределы и образовал внешнее защитное покрытие.

    Такое строение придает изделию большую целостность и предотвращает отклеивание слоев под воздействием высокой температуры.

    Длина напорных шлангов составляет от 10 до 25 м. При этом рабочее давление в пожарном рукаве зависит от его диаметра. Для наиболее распространенных – напорных, диаметром 51 и 66 мм оно составляет 1,6 МПа. Для шлангов диаметром 89 и 150 мм 1,4МПА и 1,2 МПа соответственно. При этом масса 1 м погонного изделия изменяется от 0,45 кг до 0,75 кг с увеличением внутреннего диаметра.

    Напорно-всасывающий и всасывающий

    Всасывающие — предназначены для подвода средств огнетушения к всасывающим патрубкам насосных установок. Имеют более прочную конструкцию, состоящую из резиновой камеры с несколькими защитники слоями из текстиля. Для придания большей жесткости изделию внутри имеется металлическая спираль и защитная промежуточная прослойка. Основное применение данных изделий, это наполнение автоцистерн из открытых источников воды. Длина пожарного рукава не превышает 4м. при диаметре 125 мм.

    Напорно-всасывающие рукава — универсальные приспособления, которые могут использоваться, когда подачи воды в автоцистерну непосредственно из источника, так и для перекачки огнетушащей жидкости из трубопровода. Напорно-всасывающие рукава состоят из нескольких слоев текстильной оболочки на проволочном каркасе. Длина 4м при диаметре 77 мм.

    1. Наружный защитный слой из текстиля;
    2. Промежуточный защитный текстильный слой;
    3. Гидроизоляционная внутренняя камера из резины;
    4. Армирующая проволочная спираль;
    5. Промежуточный гидроизоляционный слой из резины;
    6. Соединительный текстильный слой
    7. Соединительный оголовок.

    Длина напорно-всасывающих рукавов ограничена 4 м, это максимальная величина пенала на пожарном автомобиле.

    Изделия диаметром от 77 мм используются для устройства магистральных линий водоснабжения. Рукава диаметром 51 и 66 мм применяются в качестве рабочих, их используют для непосредственного пожаротушения.

    Климатическое исполнение

    Материал чехла и толщина покрытий зависит от того в каком регионе будет эксплуатироваться рукав:

    • Регионы, размещенные в умеренной и тропической зоне (ТУ1) – диапазон рабочих температур -30°С — +40°С;
    • Регионы, размещенные в умеренной зоне (У1) – диапазон рабочих температур -45°С — +40°С;
    • Регионы, размещенные в умеренной и холодной зоне (УХ1) — диапазон рабочих температур -60°С — +40°С.

    Маркировка

    По месту использования различают рукава для применения в:

    • РПМ – пожарных автомобилях;
    • РПК-Н – пожарных гидрантах находящихся вне помещений;
    • РПК-В — пожарных гидрантах находящихся внутри помещения.

    Маркировка пожарных рукавов, пример:

    РПК-Н-65-3,0-ИМТ-УХЛ1 – рукав пожарный для наружных пожарных кранов, диаметром 65 мм, имеющий максимальное рабочее давление до 3 МПа, повышенной износостойкости, маслостойкости, термостойкости, предназначенный для эксплуатации в холодных и умеренных регионах.

    Эксплуатация, испытания и перекатка

    Периодическая проверка пожарных рукавов должна осуществляться в соответствии с ранее разработанным и утвержденным планом проведения испытаний. Существует несколько разновидностей проверки.

    Визуальная . Осуществляется ежемесячно для используемых изделий. Все используемые рукава подлежат тщательному визуальному осмотру после каждого применения. Для изделий, используемых в пожарных шкафах, допускается визуальный осмотр один раз в год. Результатом проверки может стать выявление различных дефектов: трещин, пробоев, деформаций, отслаиваний. Необходимо обратить внимание на изменение цвета поверхности. На этих проблемных участках в результате эксплуатации могут появиться более серьезные дефекты.

    На герметичность конструкции . Является плановой и должна производиться не реже двух раз в год, по завершении периода гарантийного хранения неиспользуемого изделия или если в результате визуальной проверки возникли сомнения в целостности пожарного рукава. Проверка на герметичность конструкции осуществляется методом гидравлического испытания, которое может осуществляться рабочим напором или избыточным давлением. Испытания производятся в такой последовательности:

    1. Рукав подсоединяют к устройству (насосной станции), которое может нагнетать воду под высоким давлением и имеет приспособления для замера давления (манометры);
    2. Включается подача жидкости, которая должна заполнить рукав полностью, после чего выходное отверстие перекрывается плотной заглушкой;
    3. В зависимости от степени предполагаемой неисправности, давление постепенно повышается до определенного уровня.

    В процессе осуществления испытаний вплоть до их завершения на поверхности рукава не должно наблюдаться вздутий, разрывов, протечек. При наличии в конструкции рукава металлической спирали, она должна сохранять прежнюю форму. Если рукав не соответствует хотя бы одному из заявленных требований, он подлежит ремонту или списанию.

    На отслоение . Выполняется в основном для всасывающих рукавов. Позволяет выявить отслоение резиновой части внутри изделия. При проведении испытания специальный насос включается для создания вакуума внутри изделия. Если при этом вода не поступает в бак, а вакуумер зафиксировал повышенный уровень разряженной атмосферы внутри, то можно с уверенностью сказать о наличии отслоения и необходимости ремонта оборудования.

    Гарантийный срок эксплуатации пожарных рукавов регламентируется компанией производителя и зависит от интенсивности использования и условий хранения. Использование и хранение должно производиться согласно методическим указаниям МЧС принятым 14 ноября 2007 «Организация и правила эксплуатации пожарных рукавов».

    Согласно этому руководству хранение изделий недопустимо в следующих условиях:

    • Вблизи установок, генерирующих озон;
    • Под воздействием прямого солнечного света или искусственных лучей с ультрафиолетом в спектре;
    • Следует избегать попадания на защитную оболочку масел, кислот и щелочей, а также длительное воздействие высокой температуры или пара;

    Гидравлические испытания пожарных рукавов любого типа производятся после окончания указанной в паспорте гарантии изготовителя, для проверки пригодности к дальнейшей эксплуатации. А также после ремонта или обнаружения дефектов на внешнем защитном слое. Рукава, гарантийный срок которых закончился, испытывают раз в год. Эту процедуру совмещают с испытанием пожарного водопровода.

    Периодичность перекатки пожарных рукавов зависит от условий хранения и области применения. Для скаток, находящихся в пожарном автомобиле или в резерве, период составляет 3 мес. Для изделий, предназначенных для внутренних гидрантов и хранящихся в закрытых ящиках, не менее 2 раз в год.

    На видео показана процедура перекатки пожарного рукава на новое ребро:

    Пожарные рукава являются ключевым приспособлением для тушения пожаров, поэтому к их выбору, хранению и обслуживанию необходимо подойти ответственно.

    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector