Phone-trade.ru

Умный дом
18 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Автомобильный огнетушитель

Автомобильный огнетушитель

Это всё. Освидетельствование раз в год. Сроки годности огнетушителей от 1.5 лет (закачной порошковый, гарантия до перезарядки) до 5-ти лет (углекислотные, до перезарядки). Баллоны и манометры проходят освидетельствование и выбраковываются на станциях обслуживания.

Набор автомобилиста универсальный

Пожар в автомобиле, как правило, начинается незаметно. От момента тления до возгорания может пройти несколько минут. Таким образом, до появления характерных признаков (запаха и дыма) обнаружить проблему практически невозможно. За это время пожар может достигнуть таких размеров, когда ручной огнетушитель окажется бессилен. Салон автомобиля загорается за несколько секунд, максимум за 2-3 минуты — все зависит от причины возгорания. За 10 минут полностью сгорает легковой автомобиль. Поэтому надеяться на приезд пожарного расчета, особенно если вы находитесь вдали от города, не стоит.

Огнетушитель в автомобиле должен быть зафиксирован на кронштейне с помощью транспортного крепления — защелки с замком либо резиновых хомутов. Кронштейн при этом крепится к внутренней обшивке автомобиля, иногда – на пассажирскую дверцу или стойку. В автобусах и грузовиках огнетушитель обычно размещают неподалеку от водителя, иногда – прямо под сидение. Впрочем, в пассажирских автомобилях такое крепление тоже не возбраняется.

Единственный шанс спасти свое имущество — это постараться самому потушить автомобиль. В начальной стадии пожара, которая длится, как мы уже говорили, до трех минут, — это реально сделать. Для этого у водителя должен быть под рукой персональный огнетушитель.

При подозрении о возгорании нужно остановить автомобиль, выключить зажигание и покинуть салон. Вызвать пожарную охрану по 01 и приступить к самостоятельному тушению, как показано на картинке 1. Во втором случае шансов уже не будет:-)

Огнетушитель нужно расходовать постепенно, коротко — на одну секунду — нажимая на рычаг огнетушителя. Направлять струю на горящую поверхность, начиная от края и до центра очага возгорания. Если горит бензин или масло под машиной, то сначала тушим этот очаг, а затем переходим к тушению самого автомобиля.

Согласно ГТДЛ РФ, все частные автомобили в обязательном порядке должны быть укомплектованы ручными огнетушителями массой не менее 2 кг. Этого вполне достаточно для прохождения техосмотра, однако эффективность применения огнетушителей различных типов не одинакова. Разберем подробно все тонкости современных автомобильных огнетушителей.

Виды автомобильных огнетушителей.

Автомобиль помимо металлического кузова представляет собой совокупность различных легковоспламеняющихся жидкостей и материалов и электрическую систему, находящуюся под напряжением. Существует классификация горючих веществ, так вот в автомобиле присутствуют все классы.Таким образом, идеальный автомобильный огнетушитель тот, чей тип маркировки соответствует классам пожара от А до Е.

Наибольшее распространение, в настоящий момент получили огнетушители двух типов (всего их шесть): порошковые и углекислотные.

Автомобильные СО2 огнетушители (ОУ).

Огнетушащее вещество — диоксид углерода (СО2). Углекислота, попадая на горящее вещество, охлаждает его и производит тушение.

Плюсы СО2 огнетушителей:

Минусы СО2 огнетушителей:

Автомобильные порошковые огнетушители (ОП).

Содержат специальный огнетушащий порошок, который в процессе реакции с продуктами горения образует пенный состав, блокирующий доступ кислорода и таким образом гасит огонь.

Плюсы:

Минусы:

Типы огнетушителей.

По принципу создания избыточного давления газа для вытеснения порошка огнетушители подразделяются на:

  • закачные (обычно обозначаются буквой З)
  • с баллоном высокого давления, в котором хранится сжатый газ (б)
  • с газогенерирующим патроном (г)

Закачные огнетушители.

Представляют собой устройство, в которое огнетушащее вещество закачивается и находится под давлением. Они снабжены запорным устройством, обеспечивающим свободное открывание и закрывание, индикатором давления.

Закачной огнетушитель начинает отдавать огнетушащий порошок сразу после нажатия на рычаг. Индикатор давления позволяет сразу определить работоспособность огнетушителя. Это самый простой и удобный, с точки зрения применения тип огнетушителя.

Огнетушители с баллоном высокого давления.

Автомобильные огнетушители этого типа снабжены встроенным внутри корпуса баллоном со сжатым воздухом. При нажатии на пусковой рычаг специальная игла прокалывает отверстие в баллоне, происходит выброс воздуха, который вытесняет из огнетушителя тушащее вещество.

Для работы с таким огнетушителем необходимо после нажатия на рычаг подождать несколько секунд, пока в баллоне создастся достаточное давление. В экстремальной ситуации многие автовладельцы об этом забывают и сразу же давят на курок, тем самым выпуская из баллона воздух. Как результат — огнетушитель не срабатывает.

Огнетушители с газогенерирующим элементом

Оснащены устройством для создания вследствие химической реакции между компонентами наполнителя давления в баллоне. Принцип работы таких приборов прост: в результате прокола капсулы происходит смешение наполнителей, вступающих в химическую реакцию и создающих давление в баллоне, которое и вытесняет огнетушащее вещество.

Для того чтобы приступить к тушению, необходимо подождать около пяти секунд, пока в баллоне не создастся необходимое давление. Поэтому при использовании огнетушителей такого типа также возможен процент ошибки.

Стандарты эксплуатации автомобильных огнетушителей.

Огнетушители являются предметом, подлежащим обязательной сертификации в системе ГОСТ-Р и в области пожарной безопасности РФ (ССПБ). Согласно этой системе, автомобильные огнетушители сертифицируются по ГОСТу Р51057-2001 и НПБ 155-2002.

Поэтому при покупке обязательно спрашивайте у продавца сертификат и проверяйте номер ГОСТа. При перезарядке огнетушителя также необходимо проверять наличие нормативных документов у организации, производящей перезарядку. В первую очередь — это лицензия на право осуществления данного вида деятельности. Это обязательный документ. Второй — не обязательный, но гарантирующий качество выполнения работ, — это сертификат соответствия, который вы должны иметь на руках.

В случае некачественной перезарядки огнетушителя, зарядки его типом ОТВ, не соответствующего маркировке, или других нарушениях ваши претензии надо адресовать в орган, выдавший вашей компании сертификат соответствия.

Этикетка (маркировка) огнетушителя также является сертифицированной и единой для всех огнетушителей. Ее высота должна быть не менее половины высоты корпуса прибора. Этикетке следует быть на русском языке и содержать следующую информацию:

  • товарный знак и наименование предприятия-изготовителя с контактными данными;
  • название и обозначение огнетушителя;
  • обозначение нормативного или технического документа, которому соответствует огнетушитель (ГОСТ);
  • ранги модельных очагов пожара, которые могут быть потушены данным огнетушителем (А-Е);
  • тип, вид и номинальное количество ОТВ, заряженного в огнетушитель; принцип работы в виде нескольких пиктограмм (схематических изображений), показывающих последовательность действий;
  • дату изготовления;
  • предупреждающие надписи (условия хранения, срок годности и/или перезарядки);
  • массу и наименование вытесняющего газа (для огнетушителей с баллоном высокого давления);
  • массу брутто огнетушителя, включающую массу самого огнетушителя и заряда ОТВ с указанием допустимых пределов ее изменения (для углекислотных огнетушителей, контроль годности которых проверяется взвешиванием, необходимо указывать также конструкционную массу без заряда).

Запрещается применять бумажные этикетки без защиты их от возможного действия ОТВ или факторов окружающей среды. После перезарядки на огнетушитель должна быть нанесена дополнительная этикетка с указанием товарного знака, наименования и адреса организации, производившей перезарядку, марку и массу заряженного ОТВ, ранги очагов пожара, дату проведения перезарядки.

Читать еще:  Крепление огнетушителей в помещениях

Принципработы огнетушителя необходимо изучить сразу же после покупки. Для этого внимательно прочитайте этикетку и прокрутите в голове несколько раз ситуацию, в которой вы последовательно выполняете действия, обозначенные на пиктограммах. Огнетушитель должен располагаться в одном месте и быть закреплен, чтобы вы без труда могли найти его даже в полной темноте на ощупь. Не храните в салоне автомобиля взрывоопасные вещества или канистры с бензином, для этого есть гараж или багажник.

При пожаре необходимо обесточить автомобиль (заглушить двигатель/’выключить массу). В случае возгорания в подкапотном пространстве открывайте капот, стоя сбоку от машины. Помните, что приток воздуха в зону горения способствует резкому повышению интенсивности пламени.

Лучше иметь два огнетушителя: углекислотный и порошковый и в случае возгорания в подкапотном пространстве начинать тушение углекислотным, чтобы уберечь двигатель от налипания порошка. При возгорании в салоне автомобиля отдайте предпочтение порошковому огнетушителю, который препятствует повторному возгоранию тлеющих предметов.

Огнетушитель необходимо проверять перед долгой поездкой согласно информации на этикетке. Контроль работоспособности углекислотного огнетушителя осуществляется взвешиванием. Допустимая потеря массы огнетушителя должна быть указана на этикетке. Контроль годности порошкового или воздушнопенного огнетушителя осуществляется по индикатору высокого давления на корпусе.

Причины пожаров на транспорте.

Неисправность электропроводки.

Наибольшую опасность представляют искры, которые могут возникнуть при плохой изоляции или коротком замыкании. При попадании на поверхность с остатками технических жидкостей они могут привести к возгоранию.

Одной из самых «огнеопасных» категорий машин являются автомобили, которые больше полугода простояли в гаражах или на улице. За это время проводка в них может испортится, что часто приводит к короткому замыканию и пожару.

В длительном автомобильном путешествии, особенно в жаркое время года, двигатель часто перегревается, проводка плавится, что также приводит к пожару. Если Вы на только купленном б.у автомобиле собрались в Сочи, не экономьте на огнетушителе, проверьте работоспособность имеющегося.

Авария.

В результате аварии нарушается целостность проводки и герметичность различных трубок или емкостей автомобиля. Вследствие чего технические жидкости или топливо могут попасть на открытые провода, выхлопной коллектор или раскаленные детали кузова.

Курение водителя во время заправки автомобиля или за рулем.

Непотушенные окурки, которые выкидываются в переднее окно, может «затянуть» в открытое окно задней двери. Попавший на сиденье окурок может вызвать тление обшивки и, как результат, — пожар.

Незакрепленный аккумулятор

На неровной дороге или в случае опрокидывания автомобиля он может замкнуть на кузов и привести к возгоранию.

Использование горючих жидкостей для удаления грязи с кузова.

В этом случае бензиновые или спиртовые пятна могут вспыхнуть при нагреве кузова или попадании сигаретного бычка.

Автомобильные огнетушители

Начну с того, что автомобильный огнетушитель вам может пригодиться не только при прохождении ГТО. Пусть, дай Бог, ваш автомобиль новый и высококачественный, пусть вы аккуратный водитель и не попадаете в ДТП, но в жизни всякое случается. Вот, например, детки-тинейджеры моего соседа по даче устроили прошлым летом костерок около баньки. Не знаю, чем бы все это закончилось, если б не исправный двухлитровый порошковый автомобильный огнетушитель, который сосед быстренько выхватил из салона машины и в момент «успокоил» пламя, начавшее лизать сруб. Вот так. Ну а теперь к делу.

Какие документы регламентируют допуск автомобильных огнетушителей

Вот в чем мы, россияне, слабы, так это в четкой и понятной всем гражданам и не гражданам законодательной базе, однозначно предписывающей что делать, как делать, и что применять. Вот, скажем, «Наставление по пожарной безопасности» НПБ 166-97, Приложение 4, которое касается противопожарной безопасности автотранспортных средств. То, что в документе восхищает читателя буквально с порога, так это гриф Приложения — «РЕКОМЕНДУЕМОЕ». Иначе говоря, все, что в документе сказано про огнетушители, носит рекомендательный характер. И то, что они должны быть только порошковыми и хладоновыми, и то, что емкость их должна быть не менее 2 литров. Кстати, про емкость сказать, сказали, но заряд-то огнетушителя важнее, правда? Ведь в двухлитровую колбу можно и 100 мл налить-насыпать, и двести! Это наоборот, два литра в «мензурку» не зальешь. А еще, в первом же пункте Приложения 4 упоминается о том, что допускаются и углекислотные огнетушители, если их огнетушащие способности не ниже порошковых и хладоновых. Вот вам и «здрасьте»! А как это проверить обычному «християнину», далекому от противопожарных дел? Об этом ничего не сказано! И еще не сказано о том, что производство и применение хладоновых огнетушителей жестко регламентировано, поскольку продукты, выделяющиеся при их срабатывании, вредны для озонового слоя Земли и организма человека.

В общем, получить в документах, регламентирующих допуск огнетушителей что-либо однозначное, не получится. Тем не менее, вооружимся формулировками «Порошковый огнетушитель», «Углекислотный огнетушитель» и «Хладоновый огнетушитель» хотя бы для того, чтобы понять, что же это такое.

Какие типы автомобильных огнетушителей бывают

Самый распространенный принцип пожаротушения, думаю, известен всем: это прекратить доступ воздуха (кислорода) к месту очага пламени. Нет кислорода – нет процесса окисления и, стало быть, огонь умирает. В зависимости от того, какое вещество применяется для этого прекращения огня, и различают автомобильные огнетушители. Если это негорючий мелкодисперсный порошок, который вытесняется из баллона под давлением газа, то, стало быть, огнетушитель порошковый, и его обозначают аббревиатурой ОП. Самый популярный порошковый «двухлитровик» — ОП-2. Газ (азот или углекислый газ) может быть закачан в баллон огнетушителя предварительно, тогда на нем должен быть манометр для контроля, или может вырабатываться миниатюрным газогенератором в самом корпусе. На приведение в готовность такого газогенераторного порошкового огнетушителя потребуется больше времени по сравнению с заряженным. Ведь должна «сработать» химическая реакция, которая высвобождает негорючий газ, выталкивающий порошок.

В углекислотных огнетушителях рабочим веществом является двуокись углерода, «вдутая» в баллон под огромным давлением, превращенная в жидкое состояние. Когда такой огнетушитель срабатывает, объем углекислоты, выходящей из баллона и переходящей в газообразное состояние, увеличивается в 400-600 раз, резко вытесняя кислород из очага пожара. А еще этот процесс сопровождается сильнейшим понижением температуры в тех местах, куда попадает холоднющая, от расширения, углекислота. Мощная, в общем, штука, исправный углекислотный огнетушитель! Обозначается она ОУ, соответственно.

Принцип хладоновых огнетушителей тот же. Газы хладоны, или галогеносодержащие углеводороды, покидают под давлением свой «родной» баллон огнетушителя, расширяются, вытесняют из очага пламени кислород, и огню «капут». Вот только многие виды хладонов поставлены международными соглашениями вне закона и огульное упоминание о них в Приложении 4 к НПБ «прощаю» только за «рекомендательный» характер данного документа.

Какой автомобильный огнетушитель лучше

Можно абсолютно точно сказать, какие автомобильные огнетушители хуже. Это аэрозольные баллончики с водосодержащим рабочим веществом (ОВ). С их помощью можно успешно тушить только горящие спички, а также приводить в изумление летающих насекомых. Что же касается автомобильных порошковых и углекислотных огнетушителей, то если их баллон (корпус) не имеет повреждений, чека и пломбы на месте, срок годности в порядке, и покупаются они не в «подворотне», все они справятся с огнем. Есть только один момент, который я хотел бы упомянуть про углекислотные огнетушители: как уже говорил, углекислота сильно охлаждается, когда расширяется, покидая баллон. Поэтому будьте осторожны при их применении, если, вдруг, придется. Раструб такого огнетушителя «замораживается» до -50-70 градусов, и можно получить серьезную травму, если зазеваться.

Читать еще:  Огнетушитель в офис какой выбрать?

Поделиться в социальных сетях:

Помогите нам стать лучше! Все Ваши сообщения на контроле у руководства компании.

Устройство порошкового огнетушителя

В автомобилях чаще всего используется порошковый огнетушитель. Внутри баллона находится порошок под давлением, который через специальный клапан выбрасывается наружу. Преимущество порошка в том, что он накрывает место возгорания и не испаряется, перекрывая доступ кислорода. Это особенно важно при тушении горящей электропроводки автомобиля.

Порошковый огнетушитель должен иметь маркировку, как минимум, B. Хороший порошковый огнетушитель справится со всеми типами возгораний (A, B, C, D, Е). Также важно, чтобы огнетушитель мог работать в широком диапазоне температур (в идеале – от -50 до +50 градусов Цельсия). Основные типы возгораний, с которыми должен уметь бороться автомобильный огнетушитель: А – твердые горючие вещества, В – жидкие горючие вещества, Е – электрооборудование под напряжением.

Порошковые огнетушители бывают двух типов:

  • закачной (уже заправлен газом, который будет выталкивать порошок),
  • с газогенерирующим патроном или баллоном высокого давления (газ образуется вследствие химических реакций)

Лучше выбрать закачной огнетушитель, так как он срабатывает быстрее (не приходится ждать химической реакции). Узнать его можно по манометру, указывающему давление внутри баллона.

Хороший автомобильный огнетушитель должен справляться с твердыми горючими материалами, горючими жидкостями и проводкой под напряжением. На этикетке нужно искать буквы А, В и Е

У порошкового огнетушителя есть и недостаток: убрать порошок с места тушения будет непросто. Но это минимальная плата за высокую эффективность.

Выбираем лучший вариант

Вопросом сколько стоит огнетушитель для автомобиля, задаются многие владельцы авто. Средства с углекислотой из-за своей большей эффективности стоят дороже, нежели средства с порошковым тушащим средством.

В специальных магазинах цена обычно колеблется. Несколько дешевле можно приобрести у частных продавцов или на рынках, то там велик риск, нарваться на не качественный товар или подделку.

Разные виды огнетушителей отличаются своим принципом работы и способностью тушить пожары разного класса.

Пожары делятся на такие классы:

В автомобиле горит практически все – топливо, масла, провода, обивка, пластик, ЛКМ.

Совет: при покупке огнетушителя для машины, смотрите маркировку, указывающую классы пожара, которые он способен тушить.

Лучшие порошковые огнетушители

Эти устройства используются для тушения различных очагов возгорания, являются универсальными. Они эффективны, удобны и просты в использовании, доступны по цене. Рассмотрим лучшие варианты порошковых огнетушителей, которые зарекомендовали себя с лучшей стороны в 2019-2020 годах.

Ярославль ОП-2(з)

Противопожарное изделие компании из Ярославля. Огнетушитель обладает компактными размерами, что делает удобным его транспортировку и использование. Вес также нельзя назвать тяжёлым: 2,8 кг. В его внутренностях находится около 1,8 л огнетушащего вещества, что вполне достаточно для подавления пламени.

Это подтверждается тестированием, в котором изделием тушились поленница из древесины и горящий бензин. ОП-2(з) с честью справился с заданием.

  1. Длительный срок службы: 10 лет.
  2. Удобство в эксплуатации.
  3. Эффективное тушение.
  4. Несмотря на высокое КПД, такой огнетушитель стоит дешевле аналогичной продукции других производителей.
  1. Не обнаружено.

МИГ ОП-2(з)

Эта белорусская модель огнетушителей объёмом 2,5 л универсального типа. Она может использоваться при тушении горючих, газообразных, твёрдых, жидких очагов возгорания. Пригодится она и при ликвидации огня, вызванного замыканием электропроводки.

  1. Большая длина струи – 2 м.
  2. Хороший рабочий ресурс – 4 года.
  3. Понятная инструкция применения на этикетке.
  4. Удобные размеры и вес в заряженном состоянии – 3,6 кг.
  1. У экспертов, проводивших испытание, есть замечание по большой разнице в продекларированной и реальной массе тушащего вещества: почти в 0,5 кг.

Отметим, что при тестировании огнетушитель легко справился с дровяной поленницей и горящим бензиновым очагом.

Требования к огнетушителю для машины в 2018 году

Согласно действующему законодательству, огнетушитель должен отвечать определённым требованиям, чтобы эффективно противодействовать огню и не ухудшить ситуацию вследствие недостаточного объёма или неверно подобранного огнетушащего вещества.

  1. Ёмкость баллона должна отвечать следующим нормам: для легковых автомобилей составляет не менее 2 литров, для грузовых — не менее 5 литров.
  2. Масса заполненного баллона должна быть для легковых автомобилей не менее 2 кг, для грузовых — не менее 5 кг.
  3. Срок годности не менее важен, чем объём, поскольку изделие, у которого истёк срок годности, теряет свои свойства. Эти данные должны указываться на каждом огнетушителе, как и дата его проверки и повторной заправки. В данное время срок годности порошкового баллона составляет 10 лет, а углекислотного — до 15–20 лет.
  4. Каждое устройство сопровождается маркировочной этикеткой, на которой указаны модель изделия, тип действующего вещества, его характеристики, инструкция по применению и другая необходимая для безопасного использования информация.
  5. Типом огнетушащего вещества обязательно должен быть порошок или углекислота.

Рейтинг лучших огнетушителей

КатегорияМестоНаименованиеРейтингЦена
Лучшие порошковые огнетушители1Меланти ОП-29.9 / 10550
2МИГ ОП-29.6 / 10700
3Ярпожинвест ОП-29.0 / 10400
Лучшие углекислотные огнетушители1РИФ ОУ-29.9 / 101 300
2Ярпожинвест ОУ-29.7 / 101 100
3Иней ОУ-29.4 / 102 300
Лучшие воздушно-пенные огнетушители1Пожтехника ОВП-109.8 / 107 300
2Ярпожинвест ОВП-89.0 / 101 300
Лучшие воздушно-эмульсионные огнетушители1ТД Русинтэк ОВЭ-59.5 / 105 400
2НПО Передовые технологии ОВЭ-29.4 / 106 200

Автомобильный огнетушитель. Выбираем, проверяем, тушим

Пожар! Страшный сон автомобилиста — никто не хочет столкнуться с ним вживую. Но, как известно, надеяться нужно на лучшее, а готовиться к худшему. Выбираем огнетушитель для автомобиля и разбираемся, как им пользоваться. Но сперва подумаем, от чего в принципе может загореться машина и как этого избежать.

Причины пожара: от чего горит автомобиль

Современный автомобиль — настоящий сборник горючих материалов. Бензин и масло, резина и пластик, обивка сидений — всё это вспыхивает легко и горит интенсивно. Если не начать тушение сразу, машина превратится в факел и полностью сгорит примерно за 10 минут, поэтому действовать нужно быстро.

От чего же загорается автомобиль? Вот несколько основных причин:

  • Утечка бензина. Из-за неправильного обслуживания (например, неквалифицированной замены топливного фильтра) или внешнего воздействия (повреждения бензобака, топливных магистралей) бензин может вытечь наружу и загореться от контакта с горячими узлами машины.
  • Проблемы с электрикой. Чаще всего они возникают из-за некачественного дополнительного оборудования (дешёвого ксенона, зарядных устройств в прикуриватель) или неправильного подключения (мощные звуковые сигналы без реле, скрутки проводов, перемычки вместо предохранителей).
  • Листва, сухая трава и мусор. Зацепившись за раскалённый глушитель, они начинают тлеть, а затем загораются, вызывая цепную реакцию.
  • Газобаллонное оборудование. Если двигатель машины переведён на газ, нужно строго соблюдать правила эксплуатации и регламентное обслуживание: любая утечка газа грозит пожаром.
  • Вещи в салоне. Оставленная на панели зажигалка может взорваться на солнце, а бутылка с водой сыграть роль линзы, направив пучок света на обивку сиденья.
  • Дорожно-транспортное происшествие. При серьёзной аварии может повредиться аккумулятор, бензобак, топливные магистрали. Поэтому при ДТП нужно сразу приготовить огнетушитель, снять с аккумулятора клемму и ни в коем случае не курить поблизости.
  • Умышленный поджог. Увы, это довольно частая причина — взгляните на еженедельные сводки городских происшествий.
Читать еще:  Определение необходимого количества огнетушителей

Полностью защитить машину от возгорания, конечно, не получится, но можно существенно снизить риски: обслуживать автомобиль вовремя и в квалифицированных автосервисах, не устанавливать сомнительные электроприборы, не курить в машине и рядом с ней, не оставлять в салоне лишних вещей и хранить автомобиль в безопасном месте.

А если вам всё-таки придётся тушить машину, делайте это не снегом, песком или водой из бутылки, а специальным устройством — огнетушителем.

Какой огнетушитель должен быть в машине

ПДД предписывают автомобилистам обязательно иметь на борту огнетушитель (как и аптечку, и знак аварийной остановки). Но какой? Распространено мнение, что объём огнетушителя должен быть не менее 2 литров. С правовой точки зрения это не так: согласно действующему в России ТРТС 018-2011 «О безопасности колёсных транспортных средств» легковому автомобилю достаточно огнетушителя ёмкостью 1 л. Но с точки зрения реальной практики… Даже 2-литрового заряда хватает всего на 6 секунд интенсивного тушения. Литровый же огнетушитель почти не даёт шансов совладать даже с небольшим пожаром — он подойдёт лишь для формального прохождения техосмотра. Чтобы действительно иметь возможность потушить машину, нужно купить огнетушитель объёмом от 2 литров и выше.

Штраф за отсутствие огнетушителя в настоящий момент составляет 500 рублей или предупреждение — езда без него подпадает под статью 12.5 КоАП (управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация запрещена). Однако всегда остаётся легальная возможность избежать штрафа: заявить инспектору, что вы буквально только что использовали огнетушитель и едете в магазин за новым. Сотрудники ДПС об этой уловке знают, поэтому редко проверяют огнетушитель, оставляя его наличие на совесть и сознательность водителей — ведь это им в случае пожара придётся спасать своё имущество.

Существуют разные типы огнетушителей, в зависимости от назначения и условий использования. В автомобилях обычно применяют огнетушители двух видов: порошковые и углекислотные. Рассмотрим их подробнее.

ОП: огнетушитель порошковый

Порошковый огнетушитель наиболее популярен у автомобилистов: он эффективен, универсален, относительно лёгок и стоит недорого. Принцип его работы прост: при нажатии на рычаг из баллона под давлением закачанного в него азота (16 атмосфер) выбрасывается мелкодисперсный порошок, похожий на муку — аммофос, смесь негорючих солей аммония и фосфора. Попадая на поверхность, порошок блокирует доступ кислорода, и горение прекращается. Что важно, исключается и возможность повторного возгорания.

Главный минус порошкового огнетушителя вытекает из принципа его действия: смесь аммония и фосфора плотно покрывает поверхность и очень тяжело удаляется. Подкапотное пространство автомобиля после тушения порошком придётся долго отмывать, а тканевый салон едва ли удастся восстановить. Ещё одна особенность порошкового огнетушителя — распыляемая смесь не оказывает никакого охлаждающего эффекта, что создаёт сложности при тушении сильно раскалённых предметов.

Плюсы и минусы порошковых огнетушителей (ОП):

Доступная цена.

Универсальность и эффективность.

Следы от тушения.

ОУ: огнетушитель углекислотный

Углекислотный огнетушитель отличается от порошкового зарядом: вместо порошка он заправлен диоксидом углерода (углекислым газом) под большим давлением — 58 атмосфер, т. е. в 3,5 раза выше, чем азот в порошковом огнетушителе. Из-за этого и стенки баллона «углекислотника» в 2 раза толще, отчего он намного тяжелее. Помимо большего веса, внешне углекислотный огнетушитель отличается массивным пластиковым раструбом для распыления газа — без него он не может работать.

При нажатии на рычаг углекислота под давлением выбрасывается из баллона, превращаясь в «снег» с температурой -72 °C: он не только сбивает пламя и лишает его питательной среды (замещая кислород углекислым газом), но и заметно охлаждает поверхность, что ускоряет тушение. А после применения «углекислотника» не остаётся никаких следов, поэтому его рекомендуют использовать для более аккуратного тушения возгораний в жилых помещениях.

Плюсы и минусы углекислотных огнетушителей (ОУ):

Отсутствие следов тушения.

Охлаждение очага возгорания.

Больший вес и цена.

Как использовать огнетушитель

Большинство людей (не только автомобилистов) не умеют правильно пользоваться огнетушителем, хотя этот навык может спасти жизнь. Обязательно посмотрите на Youtube ролики, как использовать огнетушители разных типов, а лучше всего отработайте эти знания на практике: потушите костёр после ближайших шашлыков с друзьями — это будет и весело, и полезно.

Правильные действия при использовании огнетушителя:

  • Взять огнетушитель вертикально, не переворачивая. Наверняка вы видели, как кто-нибудь держит огнетушитель вверх дном — это грубая ошибка. При таком использовании сифонная трубка внутри баллона сможет подать наружу лишь малую часть смеси.
  • Сорвать пломбу и выдернуть защитную чеку из рычага.
  • Направить шланг или раструб огнетушителя в сторону огня. Если у вас углекислотный огнетушитель, не держитесь за раструб голой рукой — при работе он сильно охлаждается и может обжечь кожу.
  • Нажать на рычаг и начать тушение с безопасной дистанции (несколько шагов), постепенно сокращая её при необходимости.

Хранение и обслуживание огнетушителя

Чтобы огнетушитель не подвёл в экстренной ситуации, следите за его состоянием, регулярно обслуживайте или обновляйте его.

Рядом с рычагом огнетушителя любого типа есть манометр — его стрелка должна быть в зелёной зоне. Если давление внутри баллона снизилось, огнетушитель нужно срочно отдать на перезарядку или заменить. Особенно важно следить за давлением в углекислотном огнетушителе — при вибрациях он может частично стравливать газ. Порошковый огнетушитель увереннее сохраняет давление (благодаря тому, что оно изначально меньше), но даже зелёная шкала манометра — не гарантия, что устройство сработает штатно: со временем порошок внутри слёживается. Чтобы избежать этого, порошковому огнетушителю нужна периодическая встряска: переворачивайте его время от времени.

Не надейтесь, что огнетушитель, доставшийся вам от деда, выручит при пожаре. И углекислотный, и порошковый огнетушитель необходимо менять/перезаряжать не реже, чем раз в 5 лет (или сразу после использования) — это предельный срок их службы. Относитесь к огнетушителю серьёзно, ведь этот красный баллон может стать последней надеждой в экстренной ситуации.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector