Phone-trade.ru

Умный дом
7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Политика национальной безопасности

Политика национальной безопасности

Политика национальной безопасности, или же доктрина национальной безопасности, – это основа, определяющая, как страна гарантирует безопасность государства и его граждан. Политика национальной безопасности формально описывает понимание страной руководящих принципов, ценностей, интересов, целей, стратегической ситуации, угроз, рисков и вызовов в разрезе защиты и обеспечения национальной безопасности. Политика национальной безопасности обычно основывается на конституции, базовых документах и законодательстве страны. Политика разъясняет действия и обязанности государственных институтов в обеспечении безопасности и верховенства права.[1]

Что такое политика национальной безопасности?

Согласно определению Специальной группы ООН по реформированию сферы безопасности, политика национальной безопасности задает направление обеспечения страной потребностей безопасности народа и государства. Политика выражает взгляды правительства и других институтов, а также нужды и представления людей и имеет форму документа по политике национальной безопасности. Некоторые страны имеют не один документ политики национальной безопасности, а несколько политических документов, таких, как Белая книга по вопросам обороны, выступления лидеров и другие соответствующие документы. Политика национальной безопасности должна включать или предусматривать разработку стратегии национальной безопасности и обороны. Последние определяют конкретные методы выполнения задач безопасности и обороны, поставленных политикой национальной безопасности. [2]

Почему это важно?

Как отмечает Специальная группа ООН по реформированию сектора безопасности, политика национальной безопасности, в которой рассматривается ее эффективность и подотчетность, важна для легитимности институтов безопасности и защиты граждан и их прав. Политика национальной безопасности тесно связана с реформированием сферы безопасности; она определяет стратегические основы осуществления и руководства реформированием сферы безопасности. [3] Поскольку политика национальной безопасности основана на базовых правовых документах государства, развитие политики национальной безопасности также дает возможность пересмотреть и улучшить эту правовую базу.

Как это работает?

Документы по вопросам политики национальной безопасности предназначены для конкретной страны. Тем не менее, можно найти и общие черты. Политика национальной безопасности, как правило, затрагивает, по крайней мере, три основные темы:

1) роль государства в международной системе;

2) представление о международных вызовах и возможностях;

3) обязанности исполнителей при рассмотрении этих вызовов и возможностей.

Первый элемент определяет видение государством международной системы и роли, которую государство играет в этой системе. Второй элемент оценивает существующие и будущие угрозы и возможности (внутренние и внешние). Третий элемент описывает функции и обязанности каждого исполнителя. [4]

Документы по вопросам политики национальной безопасности вообще не дают конкретных решений относительно угроз или проблем безопасности. Они должны рассматриваться в следующих стратегических документах и на следующих этапах управления: планирование безопасности и обороны, разработка программ и их выполнение.

В рамках формирования добропорядочности и эффективного управления в секторе обороны и безопасности следует придерживаться следующих принципов при разработке эффективной и демократической политики национальной безопасности:

  • комплексный подход к проблемам, субъектам и мерам в сфере безопасности – лучший метод охватить максимально широкий круг вопросов безопасности и обороны;
  • для легитимной и эффективной политики национальной безопасности важное значение имеют обсуждение и консенсус;
  • нужно рассматривать широкий круг угроз, включая социально-экономические угрозы, стихийные бедствия, терроризм и т.п.;
  • необходима тщательная оценка имеющихся на данный момент средств;
  • важное значение имеют прозрачность, мониторинг и подотчетность процессов и субъектов;
  • в изменчивых условиях важны гибкость и готовность;
  • политика национальной безопасности должна учитывать международную ситуацию, участников, стандарты и правила;
  • необходимо придерживаться международного права

Кто принимает участие в процессе?

Общий процесс разработки политики национальной безопасности должен включать широкий круг участников. Хотя этапы разработки и утверждения происходят на наивысших ступенях власти, на этапах оценки, исследования и формулирования нужны знания и участие всех заинтересованных сторон – от общественных организаций, научных работников, осуществляющих функции надзора, военнослужащих и сотрудников служб безопасности на всех уровнях, которые выполняют и первыми ощущают требования и последствия политики национальной безопасности, до правительства, министерств и парламента, чья роль в контроле над всем этим процессом чрезвычайно важна.

Источники

Centre for Integrity in the Defence Sector (2015) Guides to Good Governance (No 2)

Christopher Lord (2011), The political theory and practice of parliamentary participation in the Common Security and Defence Policy, Journal of European Public Policy, 18:8, 1133-1150.

DCAF (2008), National Security Policy Backgrounder

DCAF (2009), Defence Reform. Backgrounder

DCAF (2009), Police Reform. Backgrounder

DCAF (2009), Security Sector Governance and Reform Backgrounder

DCAF (2009), Security Sector Reform and Intergovernmental Organisations. Backgrounder

DCAF (2006) Parliament’s role in Defence Procurement. DCAF Backgrounder

DCAF (2006) Parliament’s role in Defence Budgeting. DCAF Backgrounder

DCAF (2006) Parliamentary Committees on Defence and Security. DCAF Backgrounder

Hari Bucur-Marcu, Philipp Fluri, Todor Tagarev (eds.) (2009) Defence Management: An Introduction.

ГКС: основные приоритеты при создании систем безопасности

Какие задачи решает ГКС в сфере комплексной безопасности?

Владимир Шелепов, вице-президент ГКС по стратегическому развитию направления комплексной безопасности и антитеррористической защиты

Дирекция комплексных систем безопасности ГКС (АО «Группа Систематика») — одного из ведущих российских ИТ-холдингов — создана полтора года назад, её сотрудники занимаются разработкой и внедрением надёжных, современных и инновационных решений в области обеспечения безопасности объектов и территорий.

С момента создания мы взяли курс на формирование лучшей отраслевой команды. Наша кадровая стратегия — привлекать специалистов высочайшего уровня, профессиональных экспертов в области технической безопасности, конструирования специальных средств и систем обеспечения безопасности, инженерно-технической экспертизы, криминалистики и информационной безопасности. И я с гордостью могу сказать, что на сегодняшний день мы эту задачу решили: сейчас в коллективе собраны специалисты и эксперты с большим практическим опытом работы в отрасли.

Помимо успешной реализации коммерческих проектов для заказчиков из ключевых отраслей российской экономики наши сотрудники принимали непосредственное участие в реализации мероприятий по обеспечению безопасности и антитеррористической защищённости более чем пятидесяти международных и всероссийских мероприятий, среди которых Чемпионат мира по футболу FIFA среди женщин (до 20 лет) 2006 года, Финал Лиги чемпионов UEFA 2008 года, фестиваль «Евровидение 2009» в Москве, Зимние Олимпийские игры 2014 в Сочи, Чемпионат мира по хоккею с шайбой 2007 и 2016 годов, Кубок Конфедераций FIFA 2017 года, Чемпионат мира по футболу FIFA 2018 года. Мы также занимались разработкой нормативных и регламентирующих документов, стандартов, концепций безопасности зданий и территорий, проектированием, внедрением в эксплуатацию систем технической и антитеррористической защиты, применением специальных технологий безопасности, созданием ситуационных центров различного масштаба.

Реагируя на потребности наших заказчиков, в ГКС создан центр компетенций по всем ключевым направлениям комплексного обеспечения безопасности и антитеррористической защищённости, готовящий клиентоориентированные решения для промышленных предприятий, объектов транспортной инфраструктуры и других отраслей экономики, а также для финансовых организаций, спортивных объектов и учреждений культуры..

ГКС регулярно участвует в работе Международного форума «Технологии безопасности». В рамках юбилейного ТБ Форума-2020 мы представим отдельные наработки в сфере обеспечения безопасности объектов промышленности и мест массового пребывания людей, а также современные технологические решения и разработки компании. Наши эксперты выступят с докладами в отраслевых конференциях «Обеспечение комплексной безопасности и защищённости объектов промышленности, нефтегаза и энергетики», «SecuFinance: защитные технологии банка будущего», примут участие в работе круглого стола «Умный район». Цифровая трансформация городской среды».

Мы готовы и будем рады поделиться с нашими действующими и потенциальными клиентами, коллегами по цеху и представителями регулирующих органов профессиональными экспертными знаниями для их применения в практической работе по реализации стратегии национальной безопасности и национальных проектов Российской Федерации.

Читать еще:  Правила пожарной безопасности в энергетике

Какие решения закладываются при разработке систем безопасности мест массового пребывания людей?

Александр Гудков, заместитель руководителя департамента по развитию бизнеса

Антитеррористическая защита и обеспечение безопасности мест массового пребывания людей — задачи, требующие комплексного подхода и участия широкого круга специалистов. Для решения этих задач необходимы компетенции и опыт, чтобы ещё на этапе формирования генерального плана создаваемого объекта для массового пребывания людей провести оценку угроз безопасности, проанализировать вероятные модели нарушителей. На основании проведённых оценок и анализа необходимо:

  • определить основные принципы функционирования технических средств, сил обеспечения безопасности и организационных мер,
  • разработать основополагающие решения, на основе которых может быть выполнено проектирование комплексной системы безопасности мест массового пребывания людей для обеспечения соответствия требованиям МВД России,
  • провести расчёт объёма и бюджета дополнительного оснащения мест массового пребывания людей объектами обеспечения безопасности и антитеррористической защищённости.

Системы безопасности массовых мероприятий, с одной стороны, должны давать высокие гарантии защиты от угроз и предотвращения возможных нежелательных событий, а с другой стороны — не становиться фактором дискомфорта для посетителей мероприятий. Использование ГКС передовых технологий, в том числе специального назначения, позволяет достичь этого непростого сочетания: повысить эффективность работы служб безопасности и быть незаметными для людей.

С учётом расширения практики идентификации людей с применением технологий (технологии) распознавания лиц есть смысл уходить от процедур дальнейшей верификации по принципу паспортного контроля, когда при входе посетителей на значимые места массового пребывания людей им приходится стоять в длинных очередях, с последующим прохождением каждым посетителем процедуры удостоверения личности, процедуры досмотра посетителя и его личных вещей. Такой подход был успешно использован на Чемпионате мира по футболу FIFA 2018 года, но требовал больших ресурсов в части персонала для обеспечения безопасности, отдельной дорогостоящей информационной кампании для информирования зрителей о целесообразности заблаговременного прибытия на стадион, расширенной временной инфраструктуры обеспечения загрузки стадионов, постоянного контроля мест скопления людей и принятия согласованных решений по снижению риска образования чрезмерной толпы на входных группах стадионов.

С применением новых технологий процедуры верификации могут быть проведены за счёт распознавания лиц фактически «на лету», без остановки и тем более ожидания при входе посетителей на значимые места массового пребывания людей. Благодаря достижениям специальных технических средств досмотра открываются новые возможности дистанционного досмотра людей. Например, безопасный для здоровья терагерцовый сканер (в отличие от интроскопов) не нарушает приватность (показывает силуэт и потенциальные места размещения опасных предметов на теле). Все эти новые, уже опробованные технологии позволяют обеспечить высокую пропускную способность загрузки мест массового пребывания людей, не затрудняют прохождение посетителей и не обременяют обязательным личным досмотром, при этом, конечно же, выявляют потенциальных правонарушителей, оперативно извлекая таких из потока, и помогают избежать инцидентов и предотвратить нарушения нарушения общественного порядка.

Комфорт и безопасность в урбанистике сегодня связывают с применением цифровых технологий «умного города». Какие решения ГКС предлагает в этой сфере?

Михаил Эленбоген, начальник отдела проектирования дирекции комплексных систем безопасности ГКС

Комфорт и защищённость — два важнейших аспекта привлекательности жилых и общественных пространств. Высокий уровень комфорта в современном мегаполисе необходимо обеспечивать в рамках уже существующей инфраструктуры и сформировавшегося ландшафта городской среды.

Общественные места и объекты транспорта контролируются городскими системами видеонаблюдения, оборудованы системой экстренной связи, системами информирования и оповещения. Комфортные условия для жителей формируются за счёт современного энергоэффективного освещения, развития Wi-Fi-сети онлайн-доступа к информации и услугам, удобного размещения устройств информирования, ориентирования и навигации. Как правило, для размещения такого оборудования используются опоры городского освещения. Однако современные системы и сервисы, хотя и развиваются по общегородским программам, но нередко без взаимной координации. И это приводит к появлению конструкций, нарушающих архитектурный и ландшафтный облик города. А исторически наружное освещение создавалось как элемент городского комфорта и декора.

ГКС совместно с партнёрами разработала многофункциональную опору «Ксеон Смарт» для обустройства инженерных систем, спецификой которых является сетевое покрытие или территориальное распределение.

Многофункциональная опора «Ксеон Смарт» — это опора освещения с проектным набором навесных встроенных компонентов в едином формфакторе. Типовой комплект оборудования, размещаемого на опоре, включает светильник, Wi-Fi-точку доступа, поворотную и купольную видеокамеры, антивандальную вызывную панель c видеокамерой. Проектная компоновка конструкции позволяет подобрать необходимый набор функций по требованиям заказчика. Отличительными особенностями опоры является возможность размещения в едином дизайнерском решении периферийного оборудования распределённых систем. Дизайн опоры органично вписывается в ландшафт современного мегаполиса, не нарушая общий комфорт городской среды — улиц, площадей, парков, вокзалов и станций метрополитена, жилых кварталов.

В следующей модификации в конструкцию опор «Ксеон Смарт» будут встроены элементы сетевого подключения для сокращения количества внешних кабельных коммутаций, обеспечения качественного электропитания и локального автоматического управления.

Вопросы размещения на открытой территории электротехнического, активного сетевого оборудования, средств автоматического управления — отдельное направление разработок ГКС в рамках темы комфортной городской среды. В случаях, когда необходимо скрыть и защитить оборудование, оно размещается в вандалозащищённых подземных шкафах совместной разработки ГКС и партнеров. Подземный шкаф содержит поликарбонатный колодец и кессонную секцию для защиты оборудования от проникновения воды (даже в случаях полного затопления территории).

Опоры «Ксеон Смарт» и подземные шкафы могут быть использованы проектными и строительными организациями при жилой и общественной городской застройке и особенно при реконструкции исторических зон, территорий парков и мест массового посещения и отдыха.

Централизованная обработка видеоданных и информации от датчиков оборудования, размещаемого в опорах «Ксеон Смарт» и подземных шкафах, осуществляется собственной интеграционной IIoT-платформой InOne, разработанной компанией HeadPoint (входит в ГКС). Платформа обеспечивает анализ поступающей информации, оперативное выявление потенциально опасных ситуаций, реагирование на типовые инциденты, а в случае нештатных ситуаций (инцидентов) InOne оповещает ответственных сотрудников.

Совокупность оборудования и собственной программной платформы в ГКС создаёт базу для «умной инфраструктуры» и цифровых сервисов как в городе в целом, так и в его отдельных кварталах, жилых комплексах и офисных парках, повышая их привлекательность для архитекторов, проектных организаций, девелоперов, жителей, арендаторов, потенциальных инвесторов, городских и муниципальных структур.

Расскажите о решениях, предлагаемых ГКС, по реализации систем безопасности на промышленных объектах.

Андрей Прозоров, директор по специальным технологиям безопасности, кандидат юридических наук

В настоящее время в ГКС активно развиваются направления экономической, технологической (промышленной) безопасности и охраны труда, в рамках которых разрабатываются инновационные средства современных цифровых технологий, в том числе продукты IIoT-технологий, решения по интеграции сложного технологического оборудования, системы сбора и обработки информации, ситуационно-аналитические центры безопасности, системы управления производственными процессами, автоматизированные комплексы контроля промышленной безопасности и охраны труда, системы обеспечения эффективного руководства действиями в чрезвычайных ситуациях, оперативной ликвидации последствий технологических аварий.

Внедрение на объектах заказчиков инновационных продуктов и решений, разрабатываемых ГКС, позволяет эффективно контролировать технологические процессы и операции, минимизировать риски получения травм персоналом, снижать потери от штрафных санкций и вынужденных материальных выплат, связанных с авариями и несчастными случаями на производстве. Кроме того, решается проблема нехватки ресурсов контроля промышленной безопасности, минимизируется человеческий фактор, снижаются потери от хищений материальных ценностей, нарушений технологических процессов, простоев, порчи сырья, выпуска бракованной продукции и др.

Читать еще:  Обязанности службы безопасности в магазине

Среди наших актуальных продуктов — средства RFID-технологий для решения задач контроля и учёта на производстве: персональный RFID-жилет RST-vest, промышленный портальный RFID-считыватель RST-GN, мобильные считыватели RST-rpad-pro, корпусированная RFID-метка patchtag.

На основе данных цифровых продуктов нами разрабатываются специальные решения:

  • по зональному позиционированию работников и транспортных средств (ТС) на территории производственного предприятия;
  • контроль доступа и выполнения работ в опасных зонах производств;
  • контроль наличия средств индивидуальной защиты (СИЗ) работников;
  • контроль подлинности колёс ТС и плановой замены автопокрышек;
  • предотвращение столкновений ТС и (или) ТС и людей (предотвращение наезда ТС на работников).

Примером интеграционного решения, разработанного на основе указанных выше цифровых средств и систем, может служить автоматизированный комплекс мониторинга технологических процессов, промышленной безопасности и охраны труда (АКМ-ТПБОТ).

Он решает задачи:

  • контроля технологических процессов;
  • мониторинга соблюдения работниками правил техники безопасности и охраны труда, наличия у них СИЗ;
  • телевизионного мониторинга обстановки на территории предприятия и в помещениях;
  • определения местоположения и мониторинга перемещений работников, оборудования, инструментов, ТС в режиме реального времени на территории предприятия.

В состав АКМ-ТПБОТ входят системы:

  • технологического телевидения с интеллектуальной видеоаналитикой на нейросетевых алгоритмах;
  • сбора и обработки информации;
  • локального позиционирования;
  • мониторинга технологического оборудования;
  • передачи данных (с защитой информации).

Для интеграции систем безопасности применяется система сбора и обработки информации, построенная на интеграционной IIoT-платформе InOne.

Могут ударить с двух сторон: Русская Арктика через 15 лет

Россия приняла стратегию развития Арктики на период с октября 2020 по 2035 год. Отражая надежды и предполагаемые угрозы, связанные с последовательным потеплением Арктики, она нацелена на ускорение освоения богатых ресурсов региона, в первую очередь нефти и газа, и улучшение условий жизни населения. В более долгосрочной перспективе Кремль надеется сделать Северный морской путь новой глобальной судоходной артерией.

Материал об истинном смысле происходящего за пределами нашей страны предоставлен Аналитической группой «Катехон».

Москва также обеспокоена тем, что освобождение Арктики от ледяного покрова может создать новые территориальные уязвимости на её Крайнем Севере, и в ответ восстанавливает там своё военное присутствие. Наконец, Москва также хочет сохранить экологическое равновесие в регионе. Однако есть признаки того, что интересы энергетического сектора и вооружённых сил будут соблюдаться, а финансирование для улучшения защиты окружающей среды и условий жизни останется недостаточным.

Политическое значение Арктики в России неуклонно росло с конца 2000-х годов, что находит отражение в различных стратегиях, программах и в выступлениях президента, а также в реактивации и модернизации военных баз в регионе. Арктический регион также будет в центре внимания в мае 2021 года, когда Россия должна стать председателем Арктического совета на два года.

Хотя новая стратегия в значительной степени построена на преемственности, сдвиги во внутренней и внешней политике России с 2013 года также видны между строк: в стратегии действительно обсуждаются возможности международного сотрудничества, но больше места отведено сценариям угроз. И там, где в стратегии 2013 года организации гражданского общества были названы партнёрами по реализации, теперь они просто отсутствуют. Кроме того, изменилась и оценка изменения климата.

Старые проблемы…

Улучшение условий жизни в Арктике – важнейший приоритет новой стратегии. Она нацелена на то, чтобы к 2030 году положить конец сокращению населения, которое затронуло весь Арктический регион после распада Советского Союза. Ежегодно из примерно 2,4 миллиона жителей российской Арктики происходит чистый отток около 18 000 человек. Селиться в этом холодном регионе с его длинными тёмными зимами уже невыгодно с финансовой точки зрения. Хотя средний доход превышает таковой по России, стоимость жизни здесь также значительно выше.

Помимо враждебного климата, самой большой проблемой для населения и экономики региона является отсутствие инфраструктуры и её плохое состояние там, где она существует. Таяние вечной мерзлоты, связанное с климатом, уже имеет разрушительные последствия и, как ожидается, в ближайшие годы затронет 70 процентов инфраструктуры. В то же время многие предлагаемые на региональном уровне проекты строительства дорог, железных дорог и портов остаются нереализованными из-за отсутствия государственного финансирования.

С точки зрения Москвы, Арктика – лишь один из многих проблемных и структурно слабых регионов Российской Федерации. Государственная программа социально-экономического развития Арктики была запущена в 2014 году, но из федерального бюджета на 2021–2023 годы предусмотрено всего 17,6 млрд рублей (190 млн евро). Для сравнения, программа предусматривает более 300 миллиардов рублей (3,2 миллиарда евро) для Крыма.

Отсутствие адекватного государственного финансирования приоритетных целей прошлых арктических стратегий оставляет мощный энергетический сектор России движущей силой развития на Крайнем Севере. На Арктику приходится более 90% добычи природного газа в России и 17% нефти. Новые крупные проекты, такие как терминалы СПГ на полуостровах Ямал и Гыдан от компании «Новатэк», являются движущей силой расширения местной инфраструктуры.

Это относится не только к частным инвестициям в строительство автомобильных и железных дорог в западной части российской Арктики на основе государственных концессий или государственно-частного партнёрства, но и к портам Северного морского пути (СМП) и их подключению к промышленным регионам России.

Национальные цели президента Путина на 2018 год предусматривают увеличение в четыре раза годового объёма грузов по СМП до 80 миллионов тонн. В настоящее время в Москве существуют разногласия по поводу этой цели, которая сейчас считается нереальной. Российское государство должно взять на себя одну треть инвестиций, необходимых для СМП, которые «Росатом» оценивает в 11,7 млрд долларов США; остальное – «Росатом», «Роснефть», «Новатэк», «Газпром нефть», «Газпром», «Норникель», банки и будущие пользователи маршрута.

Москва надеется, что коммерческие проекты по освоению морских месторождений нефти и газа также будут стимулировать развитие. На сегодняшний день санкции Запада в значительной степени блокируют такие инициативы. Китай в качестве альтернативы Западу выглядит привлекательно, но его возможности поставлять технологии (в том числе для сейсморазведки в Баренцевом море) и необходимый капитал ограничены.

Также сомнительно, оправдают ли будущие цены на нефть разработку этих удалённых запасов. Для того чтобы шельфовые месторождения в Арктике стали прибыльными, необходима цена не менее 80 долларов за баррель; текущая цена составляет около 48 долларов США. Прогресс по планируемой разработке новых угольных месторождений также идёт медленно. Окно возможностей для добычи этих отдалённых ископаемых ресурсов, скорее всего, постепенно закроется, поскольку международные усилия по защите климата приводят к снижению спроса на такие ресурсы.

…И новые угрозы

Исторически сложилось так, что экстремальные климатические условия выступали в качестве естественного барьера, защищающего длинное арктическое побережье России. Поэтому таяние вечной мерзлоты вызывает беспокойство. Новая стратегия говорит о растущем конфликтном потенциале в Арктике, требующем постоянного расширения военного присутствия России в регионе.

В некотором смысле Россия обретает новые внешние границы, которые необходимо защищать от потенциальных агрессоров. Военно-морская угроза теоретически может исходить с востока через Берингов пролив или с запада через базы в Гренландии и Норвегии. Таким образом, сокращение льда создаёт новые уязвимости для вторжения. С точки зрения России, её нефтегазовые терминалы также являются первоочередными объектами, требующими защиты. В качестве ответа на угрозу многие из баз советских времен, которые были закрыты с 1990 года, были восстановлены и построены новые, в том числе десять поисково-спасательных баз, шестнадцать глубоководных портов, десять новых авиабаз (из четырнадцати) и десять объектов ПВО.

Читать еще:  Основные направления организации национальной безопасности

Военные часто задействуются там, где гражданские возможности оказываются недостаточными или чрезмерно дорогими, и поисково-спасательные операции являются одним из таких примеров. Так что растущее военное присутствие не обязательно указывает на экспансионизм. Тем не менее наблюдается значительный рост военных действий, включая имитацию воздушного нападения на радиолокационные установки в Вардё, Норвегия, подавление сигналов GPS в Финляндии и усиление патрулирования при помощи подводных лодок.

В октябре 2019 года десять подводных лодок прошли через Норвежское море по пути в Северную Атлантику, что стало крупнейшим подобным манёвром со времён холодной войны. А в августе 2020 года российский военный самолёт преследовал американский бомбардировщик в воздушном пространстве Дании во время учений НАТО Allied Sky.

Следуя своей военно-морской доктрине, Россия стремится укрепить свои позиции морской державы, особенно в Арктике и Атлантике. Задача Северного морского пути – гарантировать доступ России к Атлантическому и Тихому океанам. Таким образом, Северный флот на Кольском полуострове имеет абсолютный приоритет; в случае конфликта ожидается также защита при помощи подводных лодок с баллистическими ракетами, которые составляют две трети военно-морских средств ядерного сдерживания России.

Возрожденная «концепция бастиона» советской эпохи предполагает создание «заповедника» от Баренцева моря до Исландии. В случае конфликта российский флот обеспечит доступ к Атлантике, не допуская вражеских сил в российскую Арктику.

Воздушное патрулирование вдоль СМП для защиты бастиона и его флота возобновилось ещё в 2007 году. В 2019 году в районе Новой Земли в Баренцевом море были размещены новые ракеты противовоздушной обороны и испытана гиперзвуковая ракета – как демонстрация силы России. Кроме того, мобильные пусковые установки ЗРК С-350, встроенные в стратегию запрета доступа в зону действия (A2/AD), защищают базы на Земле Франца‑Иосифа, Северной Земле, Новосибирских островах, Новой Земле и острове Врангеля. Ареал системы в целом охватывает все острова и архипелаги вдоль СМП.

Россия занимает оборонительную позицию в Арктике, но готова к быстрому ответу в случае возникновения конфликта. Это может включать наступательные операции по защите бастиона, включая оккупацию частей Северной Скандинавии.

Москва видит не только новые вызовы на своих внешних границах, но и новые угрозы своей внутренней безопасности. Последствия негативно ощущаются членами российского гражданского общества, работающими над экологическими проблемами в Арктике и защищающими права коренного населения. Крупные проекты экономического развития регулярно вызывают протесты местного населения. Некоторые организации гражданского общества поддерживаются государством, другие подвергаются репрессивным мерам. Те, кто получает финансирование из-за границы, помечаются как «иностранные агенты» и подвергаются строгому надзору и ограничениям.

Защита окружающей среды – у Москвы свой подход

Новая Арктическая стратегия Кремля подтверждает его намерение защитить окружающую среду Арктики. Это, безусловно, необходимо. Разрушающаяся тяжёлая промышленность, последствия изменения климата, такие как таяние вечной мерзлоты, и провалы местной администрации создают токсичную смесь для хрупких экосистем Арктики. Это стало очевидным в начале июня 2020 года, когда более 20 000 тонн дизельного топлива просочилось в реку Амбарную после того, как таяние вечной мерзлоты ушло под большой резервуар. В 2019 году (и вновь в 2020 году) лесные пожары вышли из-под контроля в российской Арктике.

Арктическая стратегия теперь предлагает модернизировать хрупкую инфраструктуру, чтобы справиться с изменением климата. Также планируется создать новые заповедники и направить государственную поддержку в сектор утилизации мусора. В новом проекте загрязнения в российской Арктике будут регулярно контролироваться, включая загрязнение, за которое могут нести ответственность Северная Америка, Европа и Азия.

В то время как многие государства активизируют свои глобальные усилия по защите климата, Кремль всё чаще избегает увязывать глобальное потепление с выбросами углерода. И хотя Арктическая стратегия 2013 года по-прежнему содержала ссылку на антропогенное изменение климата, в новом документе причины глобального потепления не упоминаются.

Таким образом, климатическая политика Москвы остаётся неоднозначной. Она обсуждает эту проблему на арене ООН, чтобы выделиться на фоне администрации Трампа и выступить в качестве ответственного игрока. Несмотря на то что законодательство, регулирующее выбросы CO2, находится на стадии обсуждения, цели России по выбросам в соответствии с Парижским соглашением на самом деле выше нынешних уровней.

Поэтапный отказ от добычи нефти и газа не предполагается. Напротив, Москва намерена и дальше расширять производство и экспорт. То же самое и с углём, который особенно вреден для климата; здесь годовая добыча может увеличиться до 668 миллионов тонн к 2035 году.

Сотрудничество в Арктике

Дверь для международного сотрудничества не закрыта полностью, даже если в новой Арктической стратегии увеличилось пространство, посвящённое отражению угроз. Иногда противоречащие друг другу интересы – например, защита национального суверенитета против интернационализации морского пути – отражаются в амбивалентной позиции, которая содержит элементы как конфронтации, так и стремления к сотрудничеству, подчеркивая политическую конкуренцию или практическое сотрудничество (в зависимости от ситуации).

В новой Арктической стратегии есть отдельный раздел, посвящённый международному сотрудничеству, в котором иностранные инвестиции играют центральную роль. Здесь Москва в основном заинтересована в технологиях и инвестициях в энергетический сектор, подпадающий под западные санкции. Западные фирмы могут сотрудничать в инфраструктурных проектах и в решении экологических проблем.

Германо-российское сотрудничество в области естественных наук менее проблематично для Кремля и остаётся успешным. Новая Арктическая стратегия предлагает разработать комплексный план совместных международных исследований экосистем и последствий изменения климата. Одним из примеров успешного германо-российского сотрудничества является международная Междисциплинарная дрейфующая обсерватория по изучению арктического климата (MOSAiC), которая была бы невозможна без опыта и поддержки России.

Д-р Янис Клюге – старший научный сотрудник отдела Восточной Европы и Евразии.

Д-р Майкл Пол – старший научный сотрудник отдела международной безопасности.

© Stiftung Wissenschaft und Politik, 2020

Все права защищены

SWP Comment 2020 / C 57, ноябрь 2020

Материал об истинном смысле происходящего за пределами нашей страны предоставлен Аналитической группой «Катехон».

Официальные новости

Среда, 2 Декабрь 2020

Вице-премьер Тигран Авинян принял посла России

Вице-премьер Тигран Авинян 2 декабря принял посла Российской Федерации в Республике Армения Сергея Копыркина.

Приветствуя гостя, вице-премьер поблагодарил российскую сторону за ключевую роль в прекращении боевых действий в Арцахе и установлении режима прекращения огня.

В ходе встречи были подробно обсуждены вопросы, связанные с процессом обмена пленными, выявлением пропавших без вести военнослужащих и передачей тел погибших. Вице-премьер отметил, что эти вопросы занимают приоритетное и актуальное место в повестке дня правительства Армении, и делается все, чтобы максимально ускорить этот процесс.

Тигран Авинян отметил, что в процессе обмена пленными армянская сторона предлагает применять принцип «всех на всех». Кроме того, предлагается создать механизм, согласно которому, если в будущем у одной из сторон появятся другие пленные лица, то они должны быть немедленно и без каких-либо предварительных условий возвращены.

Посол Копыркин отметил, что вопросы розыска пропавших без вести военнослужащих, обмена пленными и передачи родственникам тел погибших находятся в фокусе внимания высшего руководства Российской Федерации, придающего особое значение всеобъемлющей имплементации положений трехстороннего заявления от 9 ноября 2020 г.

Вице-премьер Тигран Авинян подчеркнул важность оказываемой Россией помощи в решении гуманитарных проблем народа Арцаха. Он также подчеркнул важность обеспечения беспрепятственного доступа международных гуманитарных организаций в Арцах.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector